На прошлой неделе в региональном управлении Роскомнадзора областным СМИ попытались разъяснить нюансы «сложного и неоднозначного» закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Таковым его назвала начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Наталья КАПЛИНА. Правда и после встречи осталось ощущение: вопросов больше, чем ответов.
Внять голосу совести?
Несколько десятилетий, сбросив груз советской цензуры, информ-пространство жило в состоянии почти безграничной свободы. Единственным сдерживающим моментом для появления сцен насилия и пропаганды вседозволенности была совесть авторов и главных редакторов масс-медиа. Но её нередко усыпляли большие гонорары. Чтобы голос совести не дремал, на федеральном уровне приняли закон о возрастной маркировке материалов, попадающих в эфир и на страницы периодики.
Как знаки информационной продукции (которые выглядят как цифры: 0+, 12+, 16+, 18+ и обозначают минимально возможный возраст читателей, зрителей и слушателей) могут уберечь психику подрастающего поколения? Скорее, размахивание флагом «Защитим интересы детей» - попытка снять с себя ответственность. Мол, мы же предупреждали о вреде информации, а родители и детки нас не послушали. Так что пеняйте на себя. Что прикажете: взрослым закрывать рукой глаза чадам при просмотре телепередач и фильмов, затыкать уши во время радиопередач, а при прочтении газет и журналов активно внедрять метод: «тут читаем, тут не читаем, здесь жирное пятно - рыбу заворачивали»…
«Сырой» закон
Исключение для маркировки сделано для общественно-политических СМИ. Вроде серьёзные каналы, радиостанции и периодика могут вздохнуть спокойно. Не тут-то было. Чёткого определения общественно-политической тематики нет (понимания того, кто должен устанавливать её рамки тоже). По словам Натальи Каплиной, под ней почему-то следует считать освещение жизни общества через призму политики. То есть самыми общественно-политическими среди печатных нужно признать издания, выпускаемые в рамках предвыборных кампаний или как «рупор гласности» партий.
Если в солидном издании появляются конкурсы, головоломки, материалы для детей (направленные на развитие юного читателя), то, по словам ведущего специалиста-эксперта отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Максима ФОКЕЕВА, «на первой странице необходимо разместить знак информационной продукции, соответствующий по размерам логотипу газеты, журнала», то есть «съесть» почти треть полезной площади «титульного листа».
Как известно, «запретный плод сладок». Не получим ли мы благодаря маркировке обратный эффект: наши мало читающие дети вдруг начнут поглощать всю «запретную литературу»?
КСТАТИ
Неясен и механизм определения возрастных рамок информации. Алгоритма, который бы позволял сказать, что данный материал безвреден для детей с 16 лет, а другой только с 18-ти, не существует. Зато есть документ, который предполагает административную ответственность за неисполнение «того, не знаю чего». Правда, несколько первых месяцев СМИ обещали не наказывать, но абсурдность «сырого закона» от этого не убывает...