И в том и в другом случае речь шла о многократном завышении печатных тиражей издания и введение читателей, в том числе и рекламодателей в заблуждение.
Так, «МК в Оренбурге» в течение года в выходных данных указывал тиражность в 14600 экземпляров, реально же печаталось от 6800 до 8000 экз.
«Оренбургская неделя» на протяжении без малого 2-х лет и вовсе не стеснялась в «накручивании счётчика» - при реальном отпечатанном тираже в 5000 экземпляров в выходных данных на предпоследней странице газеты значилась цифра, в шесть раз большая - 30 000 экз.
УФАС отмечает, что представитель ООО «Лица Оренбуржья» хотя бы признала факт нарушения и прокомментировала это следующим образом: «…Завышение тиража газеты было вынужденной мерой. Этим мы хотели сохранить круг постоянных рекламодателей, потеря которых привела бы к краху нашего издания…».
В ответ на это, заместитель Руководителя УФАС по Оренбургской области Александр Шлычков дал интервью местному телеканалу «ОРЕН ТВ», в котором пояснил: «…Никакие «вынужденные» меры не должны приводить к столь крупному нарушению, потому как, учитывая даже имеющийся тираж, можно представить, скольких людей газета просто ввела в заблуждение…».
Как сообщает сайт Гильдии издателей периодической печати, за систематическое нарушение законодательства в части публикации выходных данных, ООО «Лица Оренбуржья» грозит штраф в размере от 100 000 рублей.
А вот руководство «Оренбургской недели» вины своей не признало, более того, все обвинения отвергло, объяснив указываемую цифру в 30 тысяч экземпляров «совокупным тиражом» печатной и электронной версии газеты. Дело в том, что «ОН» имеет свой сайт, (зарегистрированный, впрочем, как отдельное электронное СМИ), куда регулярно выкладываются полосы бумажной версии в формат pdf.
Главный редактор «Оренбургской недели» г-н Моисеев, считая себя вправе толковать понятие «тираж» широко, применяя его и к полной верстке номеров, размещенных на сайте газеты, попросил комиссию освободить его от ответственности, говорится в Решении по делу № 07-16-37/2011 о нарушении антимонопольного законодательства от 11 января 2012 года. Однако, конечно же, такое объяснение комиссию не устроило, поскольку, как опять же отмечено в вышеупомянутом Решении комиссии УФАС, «в соответствии со ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. По смыслу абз.6 ст.2 этого же закона под тиражом понимается совокупность материальных носителей определенного номера печатного издания».
К тому же, согласно Уставу редакции «Оренбургская неделя - Онлайн» является развлекательным электронным периодическим изданием, а не печатным.
«Закон, что дышло» - видимо так считает генеральный директор ООО «Издательский дом «Оренбургская неделя» Вячеслав Моисеев. И в своей статье с оскорбительным, по нашему мнению, для федерального органа, коим является ФАС, заголовком «Дело о тиражах», или Кто сказал ФАСу «фас!», пытается рассказать пользователям сайта «ОН» как плохо разбираются чиновники ФАС, да и все остальные издатели печатных СМИ и их уважаемые читатели в вопросах соблюдения закона о СМИ.
А ведь не пристало опытному журналисту и филологу по образованию, председателю Оренбургского отделения Союза российских писателей коверкать значение слова «тираж». Ведь любой толковый словарь русского языка, (например С.И. Ожегова) трактует значение этого слова как «количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания».
Однако у г-на Моисеева, свое, более авторитетное мнение по этому вопросу.
Проведя даже поверхностный мониторинг предыдущих случаев, которые выявлял УФАС по фактам превышения тиражей как российских, так и зарубежных СМИ, можно обнаружить разные причины, большинство из которых носили чисто экономический характер. Но причина, высказанная г-ном Моисеевым выглядела, мягко говоря, странно…!
Попытки оправдаться тиражами электронной версии газеты попросту бессмысленны по нескольким причинам.
Во-первых, «Оренбургская неделя - Онлайн», как уже упоминалось, является развлекательным электронным периодическим изданием, а не печатным, более того это два разных издания, а не одно и то же. И то, что на этом сетевом ресурсе выкладывается электронная версия газеты «Оренбургская неделя» никак не может быть ни основным тиражом, ни дополнительным, ни тем более электронным, как это указывается на данный момент в выходных данных печатной версии газеты. А термина «электронный тираж» вообще не существует!
Во-вторых, даже электронный (простим г-ну Моисееву такое вольное толкование терминов) тираж в 25000 пользователей в неделю опять-таки завышен. Если верить счётчику LiveInternet, сайт «Оренбургской недели» за последние 7 дней (то есть неделю) сайт ОН посетило 4868 человек, за последние 31 день (месяц) – 15 128 человек... Ну никак не получается 25 000 в неделю, даже с самой большой натяжкой... Хотя в ответ на это г-н Моисеев утверждает, что он посчитал и количество скачиваний газетной версии и т.д. Но, позвольте, приведем простой пример: вы купили газету – это 1 экземпляр, начали ее читать, перелистывая страницы – никто ведь не говорит о том, что сразу тираж газеты в ваших руках увеличивается на количество страниц, которые вы пролистали. Более того – если ту же газету прочитали ваши домашние (или на страницы заглянул сосед в автобусе по дороге на работу) – тираж ведь не вырос на число «заглядываний»! Эдак можно договориться и до того, что в число тиража можно смело записывать и всех людей, проходящих мимо газетного киоска…
Но г-н Моисеев, по-видимому, считает себя настоящим докой не только в семантике, но и в области ясновидения, коли на раз может определить свой виртуальный супертираж.
Но вернемся к заседанию комиссии УФАС: материалы тиражной проверки направлены в суд для возбуждения административного дела и наложения штрафа на издание. «ОН», в свою очередь, грозит Арбитражным судом для подтверждения доказательств своей правоты - мол, понятие «тираж» должно включать не только саму газету, но и Интернет-посещения тоже. Таким образом, в Оренбуржье зреет уникальный по своей абсурдности прецедент - впервые в новейшей истории «виртуальный» клик пытаются приравнять к реальному отпечатанному экземпляру газеты.
Если все же г-н Моисеев рискнет обратиться в Арбитражный суд и там продолжит свои семантические рассуждения по поводу термина «тираж», то он сильно рискует оказаться в поле зрения еще и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за нарушение статьи 27 Закона о СМИ в части нарушения правил печати выходных данных, так как там четко написано о том, что выходные данные периодического печатного издания в числе прочих должны содержать данные о тираже, а тираж печатного издания и есть тираж печатного издания и никакого другого.