На прошлой неделе, 1 августа, в действие вступил федеральный закон, призванный защитить интеллектуальные права в Интернете. Планировалось, что новый ФЗ защитит от пиратских посягательств музыку, книги и другие произведения искусства. Но на деле он превратился в механизм защиты киноиндустрии.
Каждый мог стать нарушителем
«Антипиратский закон», как его окрестили в народе, предусматривает блокировку ресурсов, нелегально размещающих видеопродукцию. Такое решение после обращения правообладателей будет принимать Мосгорсуд. Владельцы интернет-портала обязаны в течение одних суток удалить контрафактное видео, в противном случае доступ к ресурсу в течении трех суток будет заблокирован.
Еще на стадии обсуждения законопроект взбудоражил активных пользователей глобальной сети. Ведь планировалось, что наказуемым будет даже скачивание пиратского контента. То есть, посмотрев на нелегальном ресурсе отечественную ленту «Легенду №17», вы могли бы стать правонарушителем. Но все же Госдума возложила ответственность не на пользователей, а на тех, кто размещает в Сети нелегальное видео, осознанно воруя чужую интеллектуальную собственность.
Но даже это не остановило волну возмущения. Люди не понимают, как можно было перекрыть кислород в столь демократичной среде, как Интернет.
В поисках легального контента
Инициаторами закона выступило Министерство культуры и деятели российской киноиндустрии. Они давно бьют тревогу из-за деятельности «пиратов». Обычной стала практика, когда в премьерный день в Сети появляется первая копия, означающая лишь одно - картина у правообладателей украдена. Потенциальные зрители, которые могут заплатить за просмотр в кинотеатре, остаются у экранов мониторов, владельцы теряют значительную часть прибыли. И бороться с этим было невозможно, до принятия закона.
Но сейчас ущемлена другая сторона – зрители и информационный посредники, то есть владельцы сайтов. Среди множества моих друзей лишь единицы покупают лицензионные диски с музыкой и фильмами. Причем заказывают их через Интернет, ведь специализированных магазинов с лицензионной DVD-продукцией в Оренбурге нет.
Остальным становится все сложнее найти сайты с каким бы то ни было контентом. Единая база фильмов, которая будет функционировать на законных основаниях, еще не создана, а с торрентов уже пропадают многие кинокартины. В свете принятия нового закона появляется необходимость в национальном коммерческом ресурсе, взимающем плату за просмотры. Но его создание возможно лишь при согласии и активном участии игроков рынка киноиндустрии.
Заинтересованы ли продюсеры и режиссеры в таком архиве? Станет ли реализация закона о защите интеллектуальной собственности «бомбой замедленного действия» и средством, которое парализует интернет-сайты? Или наоборот, урегулирует спорные вопросы и поставит процесс кинопоказа на цивилизованные рельсы? Как говорила героиня советского фильма «Поживем – увидим».