Идея в целом верная - рачительные хозяева «стальных коней» заинтересованы в том, чтобы их машины не сходили с маршрутов. Но к чему приводит реализация проекта на практике?
В нашем городе идея с установкой навигаторов на муниципальную технику началась ещё в 2007 году. Именно тогда администрация Оренбурга озаботилась - как отслеживать общественный и спецтранспорт («скорая», полиция», МЧС, городская спецтехника) и оперативно реагировать на какие-либо нарушения в работе. Выход напрашивался сам собой - устанавливать на машины навигаторы и передающие блоки, которые и будут сообщать в Единую диспетчерскую службу о своём местонахождении.
Ненужный «импорт»
Сказано - сделано. Шесть лет назад на бюджетные деньги чиновники начали закупать навигационные модули. Но - не российской ГЛОНАСС, а в подавляющем большинстве своём - американской GPS, который не подходит для работы в рамках 641-го постановления. Тем не менее, до 2011 года было закуплено 438 модулей, из них всего 35 в системе ГЛОНАСС.
Чтобы устранить законодательный и технические казусы, позже предполагалось либо дооснастить эти 403 модуля отечественными навигационными блоками, что вышло бы дешевле, чем покупка системы «с нуля». Вроде как всё логично. Но не тут-то было. Как оказалось, срок работы модулей составляет от 3-х до 5-и лет, то есть в 2013 году большинство из них оказались на грани «умирания». Да и дооснащение каждого из них стоит от порядка 9 тысяч рублей. Более того, как выяснилось позже, это дооснащение, по мнению городской администрации со ссылкой на компанию-поставщика, вообще не удовлетворяет всем техническим требованиям, указанным в правительственных требованиях. «Составная» система работала крайне нестабильно - это было всё равно, что микропроцессорное управление приделывать к паровозу...
Дорогой «антиквариат»
Как же выйти из этой непростой ситуации? В 2012 году администрация города заключает муниципальный контракт с некоей уфимской фирмой на поставку программно-аппаратного комплекса, казалось, бы более совершенного и высокотехнологичного. А вот модульные блоки должен купить на каждую свою машину уже перевозчик.
Причем сам этот контракт уже вызывает справедливые нарекания. Зачем нужно было заключать его с более «дорогими» уфимцами, чей блок для собственника автомобиля будет стоить 18 000 рублей, а не договориться с московским производителем этих же блоков, которые стоят около 11 000?
Здесь же еще один резонный денежный вопрос: почему абонентское обслуживание каждой машины башкирской фирмой стоит 500 рублей в месяц, когда средняя цена по городу Оренбургу аналогичной услуги - 350 рублей?
И напоследок, пожалуй, о самом главном - зачем надо было заключать контракт на поставку оборудования, которое уже снято с производства (этому есть документальное подтверждение от генерального директора завода-производителя.) Как собираются городские чиновники выполнять высокие задачи по безопасности горожан и улучшения услуг пассажирам на заведомо устаревшем оборудовании?
- На самом деле, эта проблема интересует нас достаточно давно, - говорит Максим ЩЕПИНОВ, депутат Оренбургского городского совета. - Мы не раз задавали вопрос об экономической целесообразности данного проекта представителям городской администрации. Нам жалуются и частные перевозчики, которым в настоятельной форме «рекомендуют» закупать этот модуль у уфимской фирмы, а стоимость его - 18 тысяч рублей плюс ежемесячное обслуживание. Более того, ведь у некоторых перевозчиков уже стоят блоки ГЛОНАСС, зачем же менять их на устаревшие?
Кто теперь ответит за столь неразумную трату казённых средств и как компенсировать убытки бюджету? Об этом мы постараемся вам рассказать в следующем номере.