Краеведы помогли
Казачество несколько веков служило России, присоединяло и осваивало новые территории, охраняло границы, участвовало в различных военных походах. Пришедшие в к власти в 1917 году большевики подвергли казачество жестоким репрессиям. Всё это коснулось и Оренбургского края. Казачьи войска и их территории были упразднены, земли были конфискованы. Казаков выселяли в отдалённые районы Сибири, Севера и Казахстана. Здоровых мужчин без суда расстреливали или отправляли в лагеря, где они погибали. Таким образом, значительная часть оренбургских казаков была физически уничтожена. Оставшиеся в живых были лишены своей национальной среды обитания, компактного проживания и социально-экономической базы. В казачьих станицах и хуторах родовых казаков осталось меньше, чем пришлого населения.
- Наш казачий род проживал в Краснохолме, - вспоминает Владимир Косянов, атаман Оренбургского казачьего войска Союза казаков России в 1991-1993 годах. - До революции в самой станице и прилегающих хуторах проживало 9,5 тысяч казаков. В 80-е годы, когда началось движение по возрождению казачества, таковых насчитывалось всего треть от проживающих.
Вместе с тем, жестокие репрессии не уничтожили казачество. Оставшиеся в живых казаки сохранили и передали своим потомкам казачий дух, традиции, культуру, преданность Отечеству и православной вере, любовь к военной службе, а также стремление к демократической организации казачьего уклада жизни.
- Всё это держалось на энтузиастах-краеведах, которые по крупицам собирали материалы об оренбургских казаках, - продолжает Владимир Иванович. - Среди них были Валерий Бешенцев из Кардаилова, Владимир Шеин из Городища, Александр Сосновцев из Сакмары, оренбуржцы Владимир Семёнов и Вячеслав Воинов. Часть из них были школьными учителями и в своих школах создавали первые музеи казачьей культуры и быта. Писатели-краеведы сохраняли историю и обычаи в книгах, давая возможность новым поколениям познакомиться с казаками как с представителями своеобразного субэтноса.
Казаки всегда были народом, способным к самоорганизации. Видимо, эта черта передаётся уже на генетическом уровне, потому что именно это качество объединило потомков казаков в тяжёлые для страны времена. Конец 80-х - начало 90-х годов стали для России «лихим» периодом. Государственная собственность и граждане страны оказались без защиты. Страна и народ подверглись грабежу со стороны различного рода структур. Над Россией нависла угроза государственного развала. Пришедшие к власти силы не способны были организовать защиту ни страны, ни её граждан. Именно в это время на улицах и площадях появились колонны казаков в форме, с казачьими знамёнами. В общественно-политическую жизнь России неожиданно ворвалось массовое всероссийское движение за возрождение казачества.
Будет знамя - будет войско
Новый этап в истории казачества начался как общественное движение. Потомки воинов стали собираться на встречах, обсуждать вопросы того, как сегодня можно вписать казачество в государственную систему. 30 июня 1990 года в Москве собрался первый Всероссийский круг Союза казаков России, на котором были и представители первой общины «Оренбургское казачье войско». 25 августа подобное собрание провели и в Оренбурге, на котором Владимира Косянова избрали атаманом общины. Здесь же оренбургские казаки приняли решение восстановить знамя войска.
- Наша мастерица Галина Агрохина всю зиму вышивала историческое знамя нашего войска, - рассказывает Косянов. - 19 мая 1991 года в Никольском кафедральном соборе Оренбурга митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий освятил восстановленное большое войсковое знамя и принял присягу атамана. На торжестве присутствовали казаки из соседних областей, поэтому это событие положило начало основательному возрождению казачества не только в Оренбуржье, но и в других регионах.
Оренбургская областная община стала выполнять организующую функцию, помогая возникновению и становлению казачьих обществ на всей исторической войсковой территории. На протяжении двух дней, 7 и 8 декабря 1991 года, в посёлке Нежинка в 20 километрах от Оренбурга проходил Первый большой войсковой круг Оренбургского казачьего войска.
Единогласным решением круга стал факт провозглашения возрождения Оренбургского казачьего войска на его исторической территории с правом преемственности на историческое наследие. Кроме того, потомки оренбургских казаков определили план действий по реабилитации казачества и его интеграции в политическую и социальную систему постсоветской России. По решению первого большого войскового круга казаки приняли декларации о землях и отношении к политическим партиям, а также строевой и дисциплинарный уставы оренбургского казачьего войска.
Право служить Родине
Массовость и активность казачьего движения, его поддержка народом заставили новую власть считаться с казачьим фактором. Казаки завоевали право стать предметом государственной политики и быть включенными в список репрессированных народов как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.
Для казачества принятый в 1991 году закон о реабилитации репрессированных считается основополагающим для формирования и реализации государственной политики, определяющей реабилитацию казачества и его возвращение к былому демократическому укладу жизни.
- Что значит возрождение казачества? - объясняет в одном из своих докладов Владимир Глуховский, атаман Оренбургского войскового казачьего общества 1998-2008 годов. - На этот вопрос большинство казаков вам ответят так: «Определите нам территории для компактного проживания. Верните нам нашу среду обитания - наши земли. Дайте право пользоваться недрами на этих землях. Окажите помощь в восстановлении социально-экономической базы казачества. Не мешайте нам организовать нашу жизнь на принципах казачьей демократии и казачьих традиций. Мы быстро возродимся. Станем, как наши предки, с честью и достоинством нести военную и иную службу России и российскому государству».
В Российской Федерации, к сожалению, все сложилось не так, как представляли себе казаки. Закон «О реабилитации репрессированных народов» не был до конца проработан. Его приняли в спешке, без разъяснений механизма реализации. В целом правительство страны приняло сразу несколько законов о казачестве на протяжении этих 20 лет, но, к сожалению, ни одни из них толком не работает. Несмотря на это, казаки и сегодня активно участвуют в жизни государства - в виде казачьей дружины охраняют правопорядок на улицах своих городов и сёл, в казачьих классах растёт новое поколение, которое воспитывается в духе патриотизма и уважения к старшим. Так что даже в такие смутные времена, как сейчас, казаки остаются верными Родине и служат государству.