21 ноября в Илеке отметили День Архистратига Божия Архангела Михаила, Небесного Покровителя Уральских (Яицких) казаков.
В Свято-Никольском приходе райцентра Илек в минувший четверг было необычно многолюдно - на утреннюю с окрестных сёл съехались множество людей. В этот день уральские казаки встречали свою святыню – копию войскового знамени, которое почти сто лет считалось безвозвратно потерянным.
Эта история настолько невероятна, что даже человеку неверующему вполне может показаться: тут не обошлось без вмешательства высших сил. Ведь испокон веку считалось, что до тех пор стоит казачье войско на земле российской, пока цело его знамя. Это - главная казачья святыня; пред ним опускаются на колени, принося присягу; с ним идут в бой на врага, даже понимая, что шансов на победу немного; за него умирают, не посрамив веры и чести.
Сундук с сюрпризом
Свою святыню уральцы берегли до самого конца гражданской войны, пока последние горстки казаков во главе со своим атаманом Владимиром Толстовым ушли за границу, частично - в Харбин, частично - в Европу… История почти стёрла следы уральцев, а вместе с ними и войскового знамени. Пока в день небесного покровителя войска, архангела Михаила, 21 ноября, оно вновь не появилось в главном храме села Илек.
- Как оказалось, отступавшие уральские казаки вывезли своё знамя в начале 20-х годов в Сербию, где оно простояло в небольшой церквушке близ Белграда, - рассказывает казачий полковник Иван Павлычев.
- В 1941 году вся Восточная Европа была захвачена гитлеровцами, а в 1944-м, когда они отступали, захватили с собой и эти знамёна, упаковав их в сундуки. Год спустя всё это как трофеи досталось нашим советским войскам и постепенно вывезено в СССР. Вещей было так много, что их даже толком разобрать не успели: сундук со знаменем пролежал почти семь десятилетий в ленинградском Музее войск связи и артиллерии. И лишь совсем недавно, разбирая старые трофейные экспонаты, историки нашли наше знамя уральских казаков! Конечно, сотканное в 1886 году, оно было крайне ветхим, его оригинал сейчас как раз на реставрации. А сюда, в Илек, мы привезли точную его копию.
Для участия в торжественных мероприятиях прибыли делегации казаков Соль-Илецкого, Кувандыкского, Ташлинского районов и Студеновского хуторского общества. С приветственным словом и добрыми пожеланиями ко всем присутствующим обратились Владимир Карпенко, глава района и Валерий Крючков, глава Илекского сельсовета. Казаки прошли торжественным строем от библиотеки до храма, на территории которого возложили венок к памятнику уральским казакам, павшим за Веру и Отечество.
Без веры нет казачества!
Священник храма святителя Николая Чудотворца отец Анатолий освятил знамя войска и принял присягу верности у 14 казаков - они поклялись до конца жизни защищать православную веру, свою Родину и честь.
- Я очень рад, что нашему полку сегодня прибыло! - сказал Игорь Крючков, атаман Илекского станичного казачьего общества Первого отдела «ОКВ» - И, конечно же, все мы просто как чудо приняли тот факт, что наше войско вновь обрело знамя и может теперь считаться полноценной «боевой единицей». Кстати, понятие это носит отнюдь не переносный характер. Ведь не секрет, что Илекский район - приграничный, через нас проходит больше сотни километров границы с Казахстаном. И наши казаки довольно активно сотрудничают с пограничной службой, выходят вместе с ними на дежурства. У нас подписан соответствующий договор, заступающие на службу ребята имеют удостоверения, были случаи задержания нарушителей закона. А кроме того, мы принимаем участие в охране общественного порядка, ведём большую патриотическую работу с молодёжью, «поднимаем» архивы, стараясь как можно больше узнать об истории нашего края, о его первых жителях. Выпускаем газету-вкладыш «Станичный вестник» в районной газете, где печатаем статьи о прошлом и современном Уральском казачестве. Ведь советская власть почти все документы, фотографии, любые следы уничтожала, жестоким образом расправляясь именно с «вольными» уральскими казаками. В ссылку или на казнь можно было отправиться только за то, что одел дедову папаху с малиновым верхом!
Торжественные мероприятия продолжились в кинотеатре «Урал», где районным Домом культуры организован праздничный концерт с участием казачьего народного ансамбля «Яицкий городок» и группой «Стяг».
К службе готовы!
Особой гордости в Илеке заслуживает детский казачий патриотический клуб «Казара». В нём занимаются около 70 ребят под наставничеством Александра Петрова.
- Местное отделение ДОСААФ отдало нам старый гараж, - вспоминает атаман. - И вот, благодаря спонсорам, мы постепенно провели там ремонт, сделали отопление, оборудовали тир, тренировочный зал… На площадке перед клубом соорудили полосу препятствий; там, кстати, занимаются не только наши ребята, но и проходят соревнования - например, по пожарно-прикладному спорту. Каждое воскресенье ходим на службу в храм, летом выезжаем в палаточные лагеря, где поддерживается практически военная дисциплина…
Главная задача казачества - именно воспитательно-патриотическая, - уверен Игорь Крючков. - Парни должны иметь представление о том, как обращаться с оружием, как стрелять, владеть приёмами самообороны, метания ножей… И, конечно, не забывать о том, кем были их предки - настоящими казаками, беззаветно любившими свою землю, превыше всего ценившими такие понятия, как «долг», «честь» и «Родина».
Сегодня в районе, кроме «Казары» уже действуют 17 кадетских и казачьих классов патриотического воспитания. А это значит, что после десятилетий забвения появилась надежда на возрождение некогда почти уничтоженного Уральского казачьего войска.
Это интересно
Соляной форпост
На территории Оренбургской области располагались отряды двух казачьих войск - Оренбургского и Уральского (Яицкого). Исторически уральцы считались «первопроходцами» нашего края и имели вторую степень старшинства (после донских казаков). Первые их поселения возникли ещё в конце XVI века, затем форпосты постепенно расположились вдоль «соляной линии» Илек - Соль-Илецк. Именно здесь пролегал главный торговый путь, по которому соль, рыба и икра текли потоком на Каспий, а затем, поднимаясь по Волге, шли в Центральную Россию.
Оренбургское же казачье войско было создано позже - примерное в середине XVIII века по высочайшему указу императрицы Елизаветы. Отличие от уральцев было принципиальным: если «первопроходцы» считались казаками «исконно вольными», то оренбуржцы больше - «государевыми». Этот факт позже сыграл немалую роль в пугачёвском восстании: яицкое казачество первым поддержало лжеимператора Петра III, под чьим именем выступал Емельян Пугачёв, в то время как оренбургское казачество выступало в основном на стороне тогдашнего генерал-губернатора Рейнсдорпа.
Уральские казаки заметно отличались от оренбургских некоторыми обычаями и обмундированием: у них были малиновые лампасы на шароварах и папахи с малиновым же верхом, в то время как у оренбуржцев - василькового цвета.
И ещё один важный момент: после разгрома казачества в 1920 году Уральское войско уже никогда не создавалось заново, в отличие от донских и оренбургских казаков, которые перед Великой Отечественной войной стали отдельными воинскими соединениями.