Теперь водители, матерясь, выписывают пируэты, стараясь не разбить до конца подвеску своих машин и не порвать резину в ямах. А чиновники в ответ разводят руками: для поддержания дорог в нормальном состоянии нет ни денег, ни техники…
Лёд - «убийца»
Оренбургские учёные из Транспортного факультета ОГУ доказали: до 70% износа дорог приходится на три-четыре недели весны. Именно в «демисезонный» период, когда днём асфальт прогревается под вешним солнышком до +10 - 15 градусов, а ночью остывает до -5-10, и происходит разрушение полотна. Вода, ручьями стекающая с тающих сугробов, проникает в малейшие щели, затем замерзает - и расширяющийся лёд выворачивает куски асфальта весом до 50-60 килограмм!
Пару недель таких температурных перепадов, и от новенькой, гладенькой дороги останется только воспоминание. Довершают дело колёса автомобилей: «расшатанный» асфальт размалывается в труху шипованными шинами. Тем более, что в сутки по одному квадратному метру дорожного полотна проезжают до 35 тысяч машин - это втрое превышает самые запредельные «советские» нормативы для центральных улиц города. Кто ж мог предположить 40 лет назад, когда только проектировались будущие микрорайоны Оренбурга и их дорожная инфраструктура, что число личных автомобилей вырастет почти в 15 раз!
4000 рублей на метр
В последние несколько лет дорожники Оренбурга не могут пожаловаться на совсем уж скудное финансирование. В отличие от середины 2000-х, сегодня на дороги областного центра выделяются беспрецедентные суммы как из областного, так из федерального бюджетов. Так, в совокупности с 2008 года объёмы финансирования дорожного строительства превысили два миллиарда рублей. Учитывая, что общая протяжённость транспортной сети в Оренбурге составляет порядка 750 километров (из которых примерное половина - с усовершенствованным покрытием), получается, что на каждый метр трасс и проездов потрачено около 4000 рублей. Однако насколько эффективно расходуются эти деньги? Насколько качественно проводится ремонт?
Ответ, увы, безрадостный. Новенькие (или только что отремонтированные) дороги зачастую рассыпаются буквально в первую же весну. Так, притчей во языцех стала, например, злосчастная улица Рыбаковская: её полностью реконструировали пять лет назад, но асфальт стал проседать и пошёл волнами буквально через несколько месяцев после торжественного «разрезания ленточки». С тех пор Рыбаковскую минимум дважды в год латают, тратя примерное по полтора миллиона рублей на каждую операцию «пломбирования» дыр. Но асфальто-кирпичные латки держатся недолго и вылетают вместе со щебнем - в итоге реконструированная улица похожа на лоскутное одеяло, которому сто лет в обед…
А вот ещё один хрестоматийный пример - улица Салмышская по направлению в Звёздный городок. Её построили фактически «с нуля» два года назад. Но в некоторых местах, у колодцев, асфальт уже разваливается! А весной и в сильные ливни некоторые участки этой дороги превращаются в болота - проектировщики «забыли» для центральной улицы огромного Северо-восточного жилого массива ливнёвую канализацию!
- В 2000 году мы полностью реконструировали улицу Терешковой, и большое внимание уделили именно ливнёвой канализации. Удаление талой воды, чтобы она не замерзала по ночам - важнейший фактор сохранности дорожного полотна! - рассказывает Николай СКРИПАЛЬ, руководитель дорожного предприятия. - Но ливнёвка увеличивает стоимость работ, и в целях экономии от неё попросту отказываются…
Вот так сэкономленный на этапе проекта рубль оборачивается десятью рублями ежегодных расходов на ремонт. А может, это не «экономия», а - коррупционный умысел? Ведь на заливаемую дорогу каждый год можно списывать миллионы!
Ни денег, ни техники…
Есть и ещё один неприятный момент: впервые за последние 20 лет Оренбург встречает нынешнюю весну без собственной дорожной техники. Прошлым летом крупнейшее муниципальное предприятие «Ремдорсервис», которое занималось ремонтом дорог и прочисткой ливнёвок, объявили банкротом. Больше полусотни единиц асфальтоукладчиков и фрез, грузовиков, колёсных компрессоров и прочего имущества арестовали за долги в 100 миллионов рублей. Без дела стоит и крупный асфальтобетонный завод, который мог наполовину «закрыть» потребность города в качественных дорожных смесях. Как проглядели «отцы города» банкротство «Ремдорсервиса» - до сих пор загадка; известно лишь, что против директора предприятия Нины Куликовой возбуждено уголовное дело, а Комитет по имуществу Оренбурга предпринимает судорождные попытки спасти хотя бы часть муниципальной собственности.
А пока суд да дело, город вынужден привлекать на латание дорожных дыр сторонних подрядчиков. И насколько качественно «варяги» сделают ремонт - ещё вопрос. Городские чиновники, впрочем, уверяют, что с каждой организацией подписывается гарантийный договор, на практике водителям от этого не легче. Ведь разбитые дороги теперь залатают в лучшем случае к сентябрю - а к весне латки опять повылетают и вся эта катавасия с «выбиванием» денег начнётся снова.
Комментарии:
Михаил СЕРЕГИН, начальник Управления строительства и дорожного хозяйства администрации Оренбурга:
- Вопросы по качеству дорожных работ у нас действительно возникают, скрывать тут нечего. Причём как к сторонним подрядчикам, так и к тем участкам, которые ремонтировало наше муниципальное предприятие «Ремдорсервис». В частности, низкое качество работ на проспекте бр. Коростелёвых, на переулке Станочном… Буквально на днях будем проводить детальную ревизию дорог, и если они не выдержали весны, то соответствующие претензии предъявим подрядчикам.
В целом же могу сказать, что разовыми ремонтами проблему не решить, это очевидно. Сейчас латание ямок - это временное решение, для того, чтобы обеспечить хотя бы более-менее пропускную способность улиц. А в целом нужна комплексная реконструкция многих улиц, и с этого года мы её начнём на наиболее загруженном участке - проспекте Победы. Надеюсь, что этот проект будет удачным, и если подрядчик сработает качественно - будем привлекать его для капитальных работ на других улицах.
Вячеслав НИКОЛАЕВ, кандидат технических наук, зав. кафедрой автомобильных дорог ОГУ:
- В том, что у нас такая ситуация с дорогами, виноват целый комплекс проблем. Тут и наша ментальность, и, безусловно, климатический фактор, и огромная нагрузка на полотно из-за резко выросшего автопарка… Но для главными я бы выделил три основные проблемы. Во-первых, это недофинансирование: как ни крути, а трасса - это сложное и очень дорогостоящее инженерное сооружение, которое требует постоянного к себе внимания и поддерживающего ремонта. Во-вторых, это низкая научная и техническая база многих дорожных предприятий - техника зачастую изношена, а на новую элементарно нет средств. И, в-третьих, это дефицит квалифицированных кадров в дорожной отрасли: строить качественные трассы просто некому. (Эта проблема, впрочем, касается практически каждой отрасли в нашей стране.) И без решения всех трёх этих задач в комплексе проблему в целом не решить.