Однако отремонтированные участки радуют водителей не так долго, как хотелось бы. Кто виноват и что делать? Постараемся разобраться.
Убитые дороги Оренбуржья
Не так давно группа активистов решила проехать по дорогам Оренбуржья и оценить качество покрытия. Несмотря на то, что тогда водители поставили нашим магистралям твёрдую «четвёрку», эта оценка не отразила мнение большинства. Оренбуржцы по-прежнему остаются недовольными качеством дорог. Особенно количество нареканий стало расти после того, как чиновники начали открыто заявлять, сколько денег выделено на ремонт асфальтовых артерий.
То, что ситуация с оренбургскими дорогами далека от идеала, не отрицают и в министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области.
- На начало текущего года ремонта требуют более 11 тысяч километров региональных дорог. Износ дорог общего пользования составляет 72%, - говорит первый заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Борис ЛУПАХИН. - Не отвечают нормативным требованиям более 60% мостовых сооружений.
И это при том, что, по сведениям самого министерства, с 2008 года на ремонт дорог потрачено более восьми миллиардов рублей из разных источников.
- Из-за острой нехватки средств, поступающих в отрасль, как в стране, так и в области изменились приоритеты финансирования: если раньше мы концентрировались на вводе в строй новых дорог, то с 2011 года решено приводить в порядок существующую сеть, -признается Борис Николаевич.
Однако, по оценкам пользователей, и это далеко не всегда удается.
- По работе часто езжу в разные районы области. Бывает, замечаешь, что отремонтировали очередной участок, - делится торговый представитель Владимир ЧУДИНОВ. – Однако на следующий год этот кусок снова сливается с остальным полотном.
Устаревшие нормы современных дорог
- Причин столь плачевного состояния дорожного покрытия несколько, - объясняет внештатный эксперт по дорогам Оренбургской области Елена ТАУРИТ. – Но практически все они могут быть решены только на федеральном уровне.
Во-первых, все дороги России строят по устаревшим нормативам, которые не менялись уже более 25 лет. Если в 1985 году было предусмотрено, что с проходимостью в 10-15 тысяч автомобилей в сутки покрытие будет служить до 15 лет, то сегодня интенсивность движения выросла до 70 тысяч машин в день.
- Самое печальное, что необходимость усовершенствования нормативов признают на всех уровнях власти, однако менять их не на что, - признаётся Елена Борисовна. – Сегодня даже Евросоюз не имеет общих стандартов по строительству дорог, так что пока нам не к чему стремиться.
Ещё одна проблема – современная строительная техника. Несмотря на то, что она как раз и призвана, чтобы улучшить дорожное покрытие. По нормативам того же 1985 года асфальтоукладчик должен двигаться со скоростью примерно пять километров в час. Это гарантировало качественную укладку асфальтовой смеси. Но современная техника намного тяжелее своих предшественников, она и не должна так быстро передвигаться. Если разогнать её до требуемой скорости, снова пострадает качество выполненной работы.
Сегодня принято говорить, что дорожное строительство самое дорогостоящее. Действительно, в ремонт вбухивают немалые средства без очевидного результата. Однако удешевлять этот бизнес никто не хочет. И здесь в голову закрадывается мнение большинства простых людей – зачем рубить курицу, несущую золотые яйца. Ведь если удешевить дороги, то денег будут выделять меньше, а значит и в карман чиновника практически ничего не попадёт.
Однако на этот счёт Елена Борисовна имеет своё мнение. По её словам, удешевить работы не получается как раз из-за старых норм.
- Очень показателен так называемый шведский опыт строительства дорог, - говорит Елена Борисовна. – Там из дорогого материала строят только те магистрали, на которых очень интенсивное движение. Чем меньше транспорта на дороге, тем дешевле она в исполнении. У нас такой опыт не применим, так как наши нормы не предусматривают такой вариации материалов в рамках одной трассы.
Получается, что у нас деньги буквально закатывают в асфальт. Этому способствует и несвоевременное и так называемое целевое финансирование. Мало того, что деньги приходят в регион в разгар строительного сезона, пока проходит вся процедура оформления документов, подрядчик получает средства только в августе-сентябре, когда работы уже должны идти к завершению.
- Подрядчик начинает скоропостижно выполнять работу, чтобы успеть освоить эти миллионы, - говорит Елена Борисовна. – Ведь если он этого не сделает, то на следующий год не получит ничего. А спешка никогда не повышала качество работы.
Кроме того, деньги поступают на конкретные работы. Вот дорога, поступило столько-то миллионов на ямочный ремонт. И неважно, что помимо выбоин и ям весь асфальт в трещинах и латание дыр здесь не поможет.
Электронные торги во вред
Немалым барьером к повышению качества работ остаётся процедура электронных торгов. Несмотря на то, что задумывалась она как благо, в результате получилось как всегда. Торги выигрывает тот участник, кто предложит меньшую цену за выполнение работ. В итоге деньги поступают тем, кто максимально снизил стоимость. Но если заявлено, что данный объём работы можно выполнить за энную сумму денег, и вдруг находится кто-то, кто говорит, что сделает то же самое в полтора раза дешевле, как не усомниться в качестве конечного продукта?
- Тут ещё сказывается система так называемых откатов, - продолжает Елена Таурит. – Не всегда тот, кто официально выиграл торги, в состоянии выполнить заказ. В этом случае организация заключает договор субподряда, отдаёт часть средств непосредственному исполнителю, который тоже пытается сэкономить, чтобы не работать бесплатно.
Вот такой круговорот воды в природе.
И это только основные причины низкого качества наших дорог. Не будем заострять внимание на коммунальщиках, которые прокладывают трубы под дорогами, а в случае аварии начинают сдирать асфальт. Конечно, они потом восстанавливают покрытие. Но коммунальщики – не специалисты-дорожники. Эти заплатки по качеству оставляют желать лучшего. Свой вклад в разрушение дорог вносят и сами жители, поступая так же, как работники аварийной службы, когда подключают частные дома к центральным коммуникациям. Засоренные «ливнёвки», водители, любящие ездить по тротуарам и бордюрам – все это сказывается на сроке службы дорог.
Однако пока кардинальные перемены в этой отрасли не пойдут с самого верха, улучшения ситуации, видимо, ждать не приходится.