Против руководителей работ по строительству и ремонту автомобильных дорог в Оренбурге могут быть возбуждены уголовные дела. Таковы результаты масштабной проверки городских магистралей, которая выявила многочисленные нарушения технологии строительства и экономию на материалах.
На анализ в лабораторию поступали образцы асфальта щебёночной «подушки» с улиц Шевченко, Терешковой и Салмышской. Эти дороги в 2013-2014 годах капитально отремонтированы предприятиями «Орьтехцентр» и «Регион». Но, как оказалось, работы проводились с нарушениями. Из-за этого эксперты прогнозируют, что в асфальте появятся трещины и колея намного раньше запланированного срока эксплуатации.
«Семь шапок из овчины»
О том, что городские дороги буквально разваливаются под колёсами, знает практически каждый автовладелец. Попробуйте прокатиться по проспекту Победы в районе магазина «Комета», улицам Рыбаковской, Хабаровской, Шоссейной… Без риска оставить подвеску на «дырявом» асфальте точно не обойтись. Хотя на многих магистралях серьёзный ремонт проходил буквально год-два назад…
Раньше времени грозят развалиться и недавно отстроенные трассы: лабораторный анализ показал, что технология не выдержана, дорожники экономили на щебне и прочих компонентах полотна. За это нарушение руководителей фирм-подрядчиков ждут штрафы от 300 тысяч рублей - или даже уголовные дела.
Впрочем, эксперты почти уверены, что до реальных «посадок» дело не дойдёт: дорожники просто вынуждены работать по принципу «тришкиного кафтана». Дело в том, что город с каждым годом всё меньше денег выделяет на ремонт - а планов «нарезает» громадьё.
- Автотрасса - это сложное и очень дорогостоящее инженерное сооружение, - комментирует Николай СКРИПАЛЬ, заслуженный работник дорожной отрасли РФ.
- А подрядчиков ставят в условия, когда, как в той басне, из одной овчинки нужно «выделать» семь шапок. Так и здесь: бюджет, которого реально хватает всего на одну улицу, пытаются «перекроить» на целый микрорайон!
Для VIP-ов деньги есть?
Ни для кого не секрет, что Оренбург - крупнейший город региона, здесь проживает четверть всего населения области. Однако вот уже третий год подряд местные законодатели почему-то «обделяют» областной центр дорожными деньгами. Ситуация парадоксальная: четверть дорожного фонда области формируется именно из налогов и акцизов, которые платят жители Оренбурга, но средства эти уходят на нужды совсем других территорий и трасс. Для сравнения: если в 2010 году Оренбург получил на ремонт дорог почти миллиард рублей, то в 2015-м - в три раза меньше.
Более того, если в Заксобре прошлого созыва ещё как-то действовало «дорожное лобби» от некоторых депутатов и под его давлением деньги худо-бедно, но городу выделялись, то теперь эта тема вообще практически забыта. Без движения лежат проекты по ремонту улиц Театральной и оставшейся части проспекта Победы, 240 миллионов нужно на реконструкцию разбитой «в ноль» Рыбаковской и ещё около 100 миллионов - на рассыпающуюся Шоссейную. Ещё год - и ремонтировать там будет просто нечего!
Зато активно продвигается проект строительства дороги-дублёра Чкалова и Гагарина на 1,3 миллиарда рублей. И у депутатов есть уверенность, что на него удастся «выбить» деньги, в том числе и из федеральной казны. Оно и понятно - по новой дороге с ветерком и без «пробок» так удобно ездить в элитные коттеджные посёлки на Нежинском шоссе, где расположены дома у многих местных «нуворишей». Что же касается судьбы остальных дорог, то, стало быть, на них и щебня, и асфальта отсыплем по остаточному принципу? Здесь «выбивать» средства уже нет ни сил, ни желания?