8 сентября отмечается Международный день грамотности. По традиции под грамотностью понимают степень владения чтением и письмом на родном языке. Однако сегодня недостаточно просто знать русский язык, важно правильно говорить на нем.
Может ли мода на чтение книг повысить грамотность человека? Почему сегодня особенно важно правильно использовать родной язык? Как на государственном уровне защитить русскую речь? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «АиФ Оренбург» задал профессору кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного университета Ирине Просвиркиной.
Ширма для безграмотности
Евгения Чернова, корреспондент «АиФ Оренбург»: Ирина Ивановна, у некоторых людей складывается мнение, что в целом люди сегодня становятся грамотнее, потому что в моду снова входит чтение книг. Так ли это?
Ирина Просвиркина: Не соглашусь. Пока все, что касается повышения грамотности с точки зрения знания родного языка остается на уровне лозунгов. Чтобы адекватно оценить знание и владение людей русским языком, сегодня достаточно почитать то, что пишут в социальных сетях. На страницах писателей, журналистов и других представителей так называемой интеллигенции читаешь тексты, написанные с таким количеством не просто орфографических и пунктуационных ошибок, сегодня мало кто обладает лексической грамотностью. Люди просто не задумываются о том, что неверно употребляют то или иное слово. Еще более страшное явление - смысловая безграмотность.
К слову, судя по тем же постам в социальных сетях, твердую «четверку» за знание русского языка можно поставить людям поколения «50+». У меня уже родилась идея проводить своеобразный конкурс на самые грамотные интернет-страницы.
Вы уже сказали про моду на чтение, но ведь для того, чтобы повышать грамотность, важно не просто читать. Нужно понимать, что ты читаешь. Современная литература по качеству написания также оставляет желать лучшего. А чтобы учить язык по книгам, книги должны быть соответствующего качества. К сожалению, далеки от идеала и газеты, на которые раньше равнялись. Понятно, что печатная версия все больше уходит в прошлое, но даже на сайтах тех или иных изданий порой видишь чудовищные ошибки. Знаете, на многих сайтах есть такая кнопка: «Сообщите нам, если нашли ошибку». А на какую кнопку нажимать, если на этой странице текст проще переписать заново, а не исправлять?
Безответственный подход
- Немало споров вызывает употребление знаков препинания. Часто неверно расставленные запятые и тире списывают на так называемые авторские знаки. Не слишком ли много авторства?
- Любой авторский знак должен иметь свое обоснование. Нельзя поставить тире или запятую просто потому, что тебе так хочется. Даже у Маяковского, которого в свое время сильно ругали за слишком частое использование тире, употребление этого знака всегда было обосновано ритмически и интонационно. Сегодня авторские знаки все чаще стали использовать как ширму для безграмотности. Не знаешь, как расставить запятые, ставь, как вздумается, а потом все объясняй авторской задумкой. А то, что сам автор не может пояснить, для чего ему здесь нужен именно этот знак, уже второстепенно.
- Кто играет главную роль в воспитании грамотного человека - школа или семья?
- Это, скорее, комплекс. Огромную роль в обучении играет школа, именно в классах или прививается любовь и интерес к родному языку, или отбивается. Причем, эта любовь к грамотной речи формируется только тогда, когда ребенок находится в грамотной языковой среде школы. А создается эта среда на всех уроках, а не только на уроках русского языка и литературы. Современные дети, к сожалению, не понимают, зачем грамотно писать. На уроках в школе этого просто не успевают объяснять, часов остро не хватает. Еще сложнее это сделать в вузе, где на дисциплину «Культура речи» выделяют мизерное количество часов.
У современного человека нет ответственности за создание грамотного текста. А ведь хорошее владение родным языком - это еще и уважение к окружающим, поскольку таким образом мы заботимся, чтобы нас правильно понимали. К слову, именно иностранцы, которые не являются носителями русского языка, зачастую знают его лучше россиян. В этом случае играет роль та самая ответственность перед самим собой и преподавателем, которой не хватает тем, кто с детства пользуется языком. Пренебрежительное отношение к языку не победить никакой модой, это нужно воспитывать.
Защитить на высшем уровне
- Есть ли возможность победить безграмотность?
- Да, если самому поставить перед собой задачу сделать это. Начинать нужно с себя. Попробуйте приучить себя писать смс-сообщения как положено, с соблюдением всех знаков препинания, соблюдая правила орфографии, употребляя слова, точно отображающие вашу мысль. Да, смайлы и пиктограммы в Сети сейчас уже стали полноценным участником языкового общения. К сожалению, пока у нас нет правил, как использовать эти элементы, чтобы они не засоряли язык, сколько смайликов должно быть в сообщении, чтобы оно не потеряло смысл. Сегодня, в век процветания информации, когда впереди оказывается тот, кто больше знает, чревато оказаться непонятым. Если ты не вступаешь в коммуникацию с обществом, если тебя не понимают, а ты не понимаешь других, невозможно развиваться и добиваться успехов.
К слову, этому поспособствовал бы программный подход на государственном уровне. Печально осознавать, что в России государственный язык по сути никак не защищен. Да, у нас есть закон о языке, но он больше носит рекомендательный характер. Вы можете себе представить, что приехав в какую-то западную или восточную страну, сможете поступить в вуз, не сдав экзамен по государственному языку той страны, где вы собираетесь получать образование? В любой стране сначала проходят языковые курсы и только после этого имеют право пытаться поступить в вузы. У нас же все наоборот: абитуриенты из других государств приезжают, сдают документы, поступают, практически весь первый курс тратится на то, чтобы обучить их русскому языку, параллельно часть лекций им читают на английском. Я считаю, что это неуважение к собственному языку со стороны государства, отсюда и пренебрежительное отношение к нему у обычных людей.