18-летняя орчанка, выпускница школы №88 Анна Миляева попала в число «рекомендованных к зачислению» на филологический факультет престижнейшего университета, написав вместо пространного сочинения на одну из заданных тем, стихотворение-оправдание на двух листах.
Девушка в поэтической форме пояснила экзаменаторам, что знает всех писателей и поэтов «с доски» (темы сочинений были: «Особенности внутреннего мира «маленького человека» в произведениях Гоголя и Куприна», «Образы страданий в произведениях Достоевского и Некрасова», «Мотивы Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского». - Ред.), знакома с героями известных произведений русской литературы. Для убедительности она сравнила себя с «маленьким человеком» Акакием Акакиевичем из гоголевской «Шинели», вспомнила про страдания народа, которые живописали Некрасов и Достоевский и т.д. Однако ни одну из трёх предложенных тем, честно призналась она, раскрыть глубоко у неё не получится, а потому она не хочет «высасывать из пальца на три страницы глупости и чушь».
Одиннадцать четверостиший с финальным пожеланием преподавателям «бесконечных нервов, понятных букв в листах других работ» родились у не растерявшейся на экзамене орчанки меньше, чем за час.
Мы связались по телефону с Аниным школьным учителем по русскому языку и литературе Оксаной Рогозиной (она преподавала Миляевой в 9-11 классах). Нам хотелось выяснить: часто ли её ученица предлагала необычные решения выхода из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Оксана Евгеньевна была немного удивлена, когда узнала, что Аня не смогла написать сочинение - сопоставительный анализ: «Она прекрасно знает творчество перечисленных авторов, её школьные сочинения я обычно зачитывала классу. В качестве примеров она нередко приводила цитаты из произведений, которые не учат в рамках школьной программы. По русскому языку и литературе у Ани всегда были только «пятёрки». Может наизусть читать поэмы своего любимого поэта Маяковского. Аня - вообще большая умница, окончила школу с «серебряной медалью», она - разносторонне талантливый человек: хорошо рисует, музыкально одарена, пишет стихи».
Выяснилось, что пишет Анна Миляева в основном «в стол». У неё есть толстая тетрадь стихотворений философского характера, юмористических, в форме басен, пародий, стихотворений на «злобу дня», например, одно из них она написала после гибели ярославской хоккейной команды «Локомотив» в авиакатастрофе (трагедия произошла 7 сентября 2011 года через несколько минут после взлёта ЯК-42 в Ярославле. - Ред.). Некоторые из своих стихотворений Анна публикует в Интернете и получает чаще всего положительные рецензии от своих читателей.
«На уроках литературы Аня всегда высказывала собственное мнение и, если я или класс с ней не соглашались, доказывала свою точку зрения, подкрепляя её примерами. Она - грамотная девочка. Ошибки, которые она допустила на вступительном экзамене в МГУ, на мой взгляд, незначительны. Думаю, что наша выпускница не стала писать сочинение в его привычной форме либо потому, что переволновалась, либо потому, что немного «расслабилась». Аня подавала документы также в РУДН и в литературный институт имени Горького (получается, у Ани был широкий выбор столичных вузов. - Ред.). Сдавая творческий экзамен в литературный институт, она набрала 95 из 100 возможных», - добавляет Оксана Евгеньевна.
В институте имени Горького Аня тоже написала стихотворение, но не шутливое, а философски серьёзное - про то, как сближает и меняет людей совместное путешествие по железной дороге: «Шумящий поезд стать единым может // Для тех, кто по дорогам шел отдельным. // Две ниточки судьбы совсем несхожих // Вдруг, словно рельсы, лягут параллельно».
От редакции
За год до поступления в МГК, на городской олимпиаде по литературе в Орске, Анна Миляева предприняла попытку выполнить задание в стихах. Тогда её поэтический опыт остался непонятым и неоцененным строгим жюри.
К слову сказать, что подобное «оригинальничание» при поступлении в МГУ и в другие вузы на гуманитарные факультеты встречается не так редко, и обычно рифмованные сочинения получают «неуд.». Среди филологов принято считать, что стихотворная манера изложения не приспособлена для анализа художественного текста.
Однако орчанке Анне Миляевой, которая ни на что не надеялась и написала стихотворение, чтобы скоротать час (из аудитории раньше, чем через час от начала экзамена просто не выпускали: абитуриентам дают время успокоиться, собраться с мыслями, не исключено, что снизойдёт озарение), удалось затронуть душевные струны экзаменационной комиссии. Поэтому она и получила свои честно заработанные 67 баллов и прошла по конкурсу на «бюджет» (бюджетных мест было50). Строгие экзаменаторы МГУ сделали свой выбор, талантливая и неординарно мыслящая девушка с ними согласилась.
Анна регулярно размещает свои стихи на сайте Стихи.ру под псевдонимом Рыжая Мавра.Вот два последних, как раз экзаменационных опуса.
![]() |
---|
Рыжая Мавра Фото www.stihi.ru |
Преамбула:
"Приехала я в Москву, чтобы поступить в МГУ. Для этого надо было сдать дополнительный экзамен по литературе.
Надо сказать что темы сочинений были "ломательные полностью":
1) Особенности внутреннего мира "маленького человека" в произведениях Гоголя и Куприна.
2) Образы страданий в произведениях Достоевского и Некрасова.
3) Мотивы Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского.
Фабула (мой ответ)
Пускай простят меня Некрасов с Достоевским,
Пускай простят меня и Гоголь, и Куприн,
Пусть Маяковский бросит словом резким,
Пусть скажет: "Дура!" Салтыков-Щедрин.
И Вы простите, милые эксперты,
Прощенье пусть в сердца придет с небес.
Как жаль, чтобы создать бумагу, в жертву
Был принесен зеленый шумный лес.
Я не смогу раскрыть такие темы.
Хотите - проверяйте или нет.
Я вижу трудноразрешимую проблему,
Хоть Маяковский - мой любимейший поэт.
Акакий мерзнет под стрелою ветра,
Ему в лицо бьет, обезумев, жгучий снег.
Мой рост лишь полтора несчастных метра -
Я тоже маленький, пожалуй, человек.
А Маяковский же, творя свою сатиру,
Про Салтыкова-Щедрина совсем забыл.
Его мотивы не являл он миру!
Свои мотивы миру он явил.
Некрасов пишет, как народ страдает,
Как плачет женщина по милому дитя.
А Соня все семью свою спасает,
За благо их бесчестием платя.
Жесток был Достоевский к грустной Соне,
Убив ее пропащего отца:
Колесами в безумии погони
Явилась смерть, не скрывшая лица.
Надеюсь Вы все это прочитали.
А если улыбнулись - свет рекой!
Спасибо, что листочки мне раздали,
Простите, что так глуп поступок мой.
Не думайте, прошу, что я тупая!
Я знаю всех писателей с доски,
Их творчество и их героев знаю,
Но Ваши темы жестче, чем тиски.
Судьбы канва натянута на пяльца,
Но я бессильна в бездне чуждых душ...
Я не хочу высасывать из пальца
На три страницы глупости и чушь.
Покину этот зал одной из первых,
Но прежде, чем миную сталь ворот,
Вам пожелаю бесконечных нервов,
Понятных букв в листках других работ.
Из экзамена в Литературном
Тема: "Железная дорога, как источник вдохновения"
Как звезд в ночи, людей на свете много.
Они мечтают, дружат или спорят.
Но свяжет их железная дорога,
Подобно счастью и подобно горю.
Шумящий поезд стать единым может
Для тех, кто по дорогам шел отдельным.
Две ниточки судьбы совсем несхожих
Вдруг, словно рельсы, лягут параллельно.
Вот так в купе и оказались рядом,
Историю свою за спину пряча
Седой скрипач с холодным синим взглядом
И молодой солдат с душой горячей.
Но время шло. И захотелось где-то
Поговорить о чем-то интересном.
Открытые попутчику секреты
Катились вниз - по насыпи и в бездну.
Спускалась ночь, но свет горел в вагоне,
Чтоб освещать чужие разговоры
О музыке, о вражеской погоне,
Душе горячей и холодном взоре.
"Какой сейчас был город?" - "Может, Киров" -
Шептались у окошка два соседа.
А поезд все баюкал пассажиров
И нес их к пораженьям и победам.
Колеса ритм свой сложный набивают,
Как будто стук взволнованного сердца.
Каких они людей собой скрывают,
Вагона расшатавшиеся дверцы?
Летит состав к вокзалу от вокзала,
А с ним летят улыбки, судьбы, лица.
Железная дорога их связала,
Им стук колес не раз еще приснится
Солдату снился марш - идут отряды
И топают, как будто динозавры.
А скрипачу с холодным синим взглядом
Послышались знакомые литавры.
Плывут снаружи облака из стали.
"Сейчас какой же город был?" - "Не знаю",
Светлело утро. Те, кто рано встали,
Носились взад-вперед с горячим чаем
Промчался день. За ним еще такой же.
"Ну вот мы, наконец, остановились!",
"Сейчас нам выходить?" - "Немного позже" -
Приятно пассажиры суетились.
Остались позади и сны, и грезы,
Вокзалы, блики светлые и тени.
Последний раз ударили колеса,
И прибыл поезд на вокзал последний
О сказанном друг другу не жалея,
Расстались очень близкими друзьями
Солдат, чей разум снега холоднее,
Скрипач, чей яркий взор пылал, как пламя.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть