aif.ru counter
202

Евгения ЧЕРНОВА: Шаг вперед, или Как проверка грамотности превращается в экзамен для самого себя

АиФ. Фото Дмитрия Чернова.

 Чистый эксперимент

6 апреля около 370 человек пришли в научную библиотеку ОГУ, чтобы добровольно проверить знание «великого и могучего».  Традиционный школьный диктант, правда написанный известным современным автором и затрагивающий актуальные проблемы сегодняшних будней, направлен на привлечение внимания к общей грамотности людей. Сама акция достаточно интересна и цель вполне заслуживает поддержки масс - не секрет, что сегодня общий уровень грамотности достаточно серьезно страдает. Принять участие в «Тотальном диктанте» я решила сразу, как только узнала, что она пройдет и в нашем городе. При этом организаторы предлагали пройти бесплатный курс по повторению правил русского языка, но я посчитала, что это нарушит чистоту эксперимента и пошла на диктант с теми знаниями, которые остались после школы и университета. Оговорюсь, что школьный выпускной бал прошел у меня ровно десять лет назад, а диплом журналиста оказался на руках пять лет назад. Помимо работы язык в профессиональном плане мною нигде не затрагивается. Так что опыт по определению, так называемых, остаточных знаний обещал быть интересным.

Несколько слов об авторе диктанта. Где-то за месяц стало известно, что текст предложили написать Дине Рубиной - современному автору-прозаику, которая много лет назад добровольно уехала из России в Израиль. Честно признаюсь, Рубину до диктанта я не читала, не сделала этого и после него. В Интернете встретились противоречивые мнения о ее произведениях: кто-то говорил, что читать Рубину, особенно ее рассказы, очень легко и интересно, других возмущало использование в сочинениях откровенной нецензурной лексики (этот факт оставлю на совести тех, кто знаком с произведениями этого автора). Мне, честно говоря, было неважно, кто станет автором, хотя с удовольствием написала бы текст под диктовку Бориса Стругацкого, который       писал текст для диктанта в 2010 году  (отмечу, что также не отношу себя к рядам его поклонников).

Авторский взгляд

И вот долгожданный день - всех пожелавших принять участие в этом «флэш-мобе на грамотность» - а именно так поначалу позиционировался «Тотальный диктант» его организаторами-студентами Новосибирского университета - посадили в нескольких аудиториях. Преподаватели-филологи объяснили, как именно пройдет диктант - технология точно такая же, как в школе. Сначала текст прочитала сама Дина Рубина, затем его повторила женщина, которой предстояло диктовать его нам. Дальше - по предложениям и словосочетаниям - текст читался с довольно неплохой интонацией, благодаря которой можно было сделать выводы о том, где именно нужна пунктуация. Дина Рубина обратилась к теме Интернета и тех опасностей, которые таятся в его глубине. Говорила о том, что безграничные возможности, которые открыла нам Сеть, доступны не только для общения и самообразования - ими часто пользуются откровенные злодеи и преступники. По орфографии текст, на мой взгляд, был несложным, но вот пунктуация местами заставляла задуматься. Места, где должен стоять знак, определяли по интонации диктатора (так в «Тотальном диктанте» называют того, что диктует отрывок), а также по традиционным правилам русского языка. Но вот какой именно знак там должен быть? Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, причастные и деепричастные обороты, вводные слова, перечисления, однородные члены предложения - всего это хватало с лихвой. Вот только уважаемый автор местами ставила так называемые «авторские знаки», которые допускаются в русском языке, но которые создают большие трудности при проверке знаний других людей.

К слову, критерии оценок были довольно жесткими - для «пятерки» допускалась только одна пунктуационная ошибка. «Хорошист» мог допустить не больше двух орфографических и двух пунктуационных ошибок. Я попала в разряд вторых - у меня одна орфографическая и две пунктуационные ошибки. Когда в тексте встретилось слово «наперсник», то я, не задумываясь, написала его через «т», считая, что это однокоренное слово от «перст» в значении «последователь». Однако автор использовала его в другом значении - «доверенное лицо», поэтому лишняя буква стала ошибкой.

Взгляд в себя

Результат меня порадовал - конечно, не «отлично», но честно говоря, мне с трудом верилось, что после всего этого времени без практики именно в правилах я смогу написать диктант без единой ошибки. Да и оказаться в числе 24 в Оренбурге, кто получил «четверки», тоже дорогого стоит. К слову, 64% участников акции стали «двоечниками» и только двое получили высший бал - учитель русского языка и ученица 10 класса.

«Тотальный диктант» стал для меня способом своеобразного самопознания, при более плохой оценке он стал бы еще и шагом к самокритике. В целом акция удалась, и хотя я не думаю, что такие диктанты можно считать показателем грамотности или ее отсутствия, опыт очень интересен и по-своему полезен. «Тотальный диктанат» - это не экзамен, а своеобразная интеллектуальная игра», говорилось в промо-ролике, показанном перед началом мероприятия. Считаю, что победителем в этой игре можно считать каждого - добровольная проверка знаний требует определенной смелости от себя, это своеобразный шаг вперед - к грамотности, к новым знаниям, к познанию самого себя. А каждый, кто способен сделать шаг вперед, достоин звания победителя.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...
ОПРОС

Как вы относитесь к нарушителям режима самоизоляции?

Ответить Все опросы

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах