Станица (а ныне - райцентр) Новоорск - одно из старейших приграничных поселений, основанное почти два века назад. И сейчас здесь активно возрождаются почти забытые казачьи традиции - традиции веры, верности и безграничной любви к своей малой и большой Родине.
С Божьей помощью
Посёлок Новоорск сравнительно небольшой - 12 тысяч человек населения, а реестровая численность местного казачьего общества составляет чуть меньше 300 человек. Правда, уже в октябре, на очередном Круге, будет рассматриваться вопрос о включении в число казаков ещё 63 кандидатов. Именно столько местных жителей подали заявки - и за каждого теперь должен поручится близкий человек, дабы новобранец не опозорил честь всего войска.
- Такова традиция, заведённая нашими прадедами! - объясняет Пётр ГРИШИН. - Все принципиальные вопросы решаются только на Круге, в том числе и приём к нам в общество новых людей. В любой момент по призыву любого рядового казака может собраться Круг и снять атамана, опорочившего честь войска. Но зато власть командира и его авторитет беспрекословны, так как каждый сам отдавал за него свой голос. По сути, это высшая форма демократии, которая появилась у нас на Руси за двести лет до знаменитого английского парламента!
Центр новоорского казачества - их штаб в здании муниципальной администрации. На входе - пост дежурного, в углу - знамя войска и флаги с гербами Оренбургской области и района. За большим столом уже собрались командиры подразделений - ждут утренней разнарядки. Но прежде всего - молитва: никогда настоящий казак не начнёт нового дела, не попросив у Отца небесного благословения. Духовность и православная вера всегда были и остаются краеугольными камнями российского казачества.
Поэтому первая тема для обсуждения как раз посвящена духовности: настоятель прихода Казанской иконы Пресвятой Богородицы иеромонах Павел (Чуешков) просил помощи для организации зимних занятий с детьми. Именно к нему отправляется атаман сразу после утреннего развода.
Школа для русских богатырей
Вот уже пятый год бывший военный, а ныне - приходской священник отец Павел занимается с местными ребятишками в военно-патриотическом клубе «Русские витязи». Под присмотром старших дети изучают историю православия и казачества, играют в «Зарницу», занимаются спортом, изучают оружие и тренируются в стрельбе.
- Каждое лето мы выезжаем в лагерь, - объясняет отец Павел. - И жизнь там фактически идёт по военному уставу: строгая дисциплина, беспрекословное подчинение старшим… Зимой - лыжные походы, соревнования... Одним словом, скучат никому не приходится. Вот и сейчас будем просить нашего атамана помочь с зимним снаряжением: пора готовится к снегу и холодам!
Сегодня в клубе «Русские богатыри» занимаются около 40 мальчишек и девчонок. И самое интересное в том, что многие родители стали ходить в храм именно благодаря своим детям.
- Да, вот такой удивительный поворот событий, - улыбается отец Павел. - Прежде мама и папа приводили к нам своего ребёнка, а теперь наоборот: дети сами записываются к нам в клуб, а через какое-то время приходят их родители познакомится, узнать, чем мы тут занимаемся. А потом я вижу их на православных праздниках, на литургиях… Вот и получается, что со школьников возрождается казачество и духовность в нашем посёлке, и это - добрый знак.
На страже порядка
Но, пожалуй, главная гордость новоорских казаков - собственная дружина. Каждый день вместе с полицейскими и участковыми они заступают на охрану общественного порядка.
- Вот уже несколько лет мы работаем в рамках тройного соглашения: нашего казачьего общества, администрации посёлка и полиции, - объясняет подъесаул Александр Корниенко, товарищ (заместитель) атамана и командир дружины. - Ведь не секрет, что после сокращений в полиции «закрыть» постоянными патрулями всю территорию Новоорского муниципалитета было практически невозможно. Мы предложили свою помощь, сельсовет пошёл нам навстречу, и результат не заставил себя ждать: количество уличных правонарушений пошло вниз.
У казачьего патруля есть две машины; из муниципального бюджета выделяются деньги на их заправку и зарплату для дружинников. Суммы небольшие, но их вполне хватает для организации полноценной охраны. Кроме того, казаки следят за экологией в муниципалитете, за противопожарной безопасностью в числе добровольных команд, за тем, чтобы не устраивались стихийные свалки, не разворовывался гравий, не было краж сельхозпродукции.
- Наши патрули останавливают незнакомые грузовые машины, въехавшие к нам на территорию, - рассказывает Александр Корниенко. - И хотя сами мы не можем проверять документы, закон не позволяет, тем не менее если видим, что груз и водитель вызывают подозрения, тут же по рации сообщаем в ГИБДД, и машину перехватят уже штатные сотрудники полиции. Благодаря этому нам удалось полностью пресечь разворовывание гравия, а ведь раньше все окрестности были изрыты «частниками» на КамАЗах, которые просто брали ПГС без всяких лицензий, колесили по сельским дорогам, разбивая их в кашу.
Аналогичным способом удалось победить и стихийные свалки: атаман Пётр Гришин является членом муниципальной административной комиссии и имеет право штрафовать нерадивых хозяев за выброшенный в неположенном месте мусор.
- Самое интересное, что к нам доверия даже больше, чем к полиции, - говорит атаман. - Видят, что сосед мусор вывалил на задках - звонят нам, а не участковому. Или вот буквально вчера был случай: подвыпивший муж начал жену гонять, она с криками бежит не в опорный пункт полиции, а к нам в штаб - помогите, образумьте пьяницу! Наши ребят крепко тогда побеседовали с дебоширом. До нагаек, конечно, дело не дошло… Но как в старину бывало: если казак напился и опозорился, то выпороть его на глазах у всей станицы! Жестоко, конечно, но как дед рассказывал - получше всякой кодировки. Завязывали с «зелёным змием» навсегда и нормальными, крепкими мужиками становились!
Мы ни в коем случае не подменяем работу полиции, природоохранной прокуратуры, нет. У них свои задачи, а у нас свои - беречь родную землю, сохранять здесь порядок и хранить традиции казачества. Мы готовы служить государству, да только государство почему-то крайне неохотно идёт нам навстречу. Вроде бы и есть с 2005 года закон о казачестве, но на деле его так написали, что он фактически не работает. Нет ни финансирования, ни правового статуса. Складывается впечатление, что стране не нужны истинные патриоты, кто болеет за Россию и её будущее всем сердцем.
Поверьте, прошли времена «ряженых казаков», от балласта в своих рядах мы постепенно избавляемся. И у любого нашего станичника спросите, как он относится к казачеству - уверен, что ответ будет положительный. Да по другому и быть не может: настоящий казак всегда видел главным смыслом своей жизни служение Господу и Отечеству.