В нефтяной компании уверены: только честные и доверительные отношения с подрядчиками могут сделать процессы контрактования более эффективными.
Такой подход имеет плюсы как для нефтяников, так и для подрядчиков: ТНК-ВР выбирает лучших - тех, кто готов соответствовать условиям, которые выдвигает одна из крупнейших российских компаний, а подрядчики получают чёткие правила игры и уверенность, что их не подведут с расчётами.
Честный диалог
Современные бизнес-условия диктуют необходимость диалога между всеми сторонами для поиска эффективных решений - эта истина, которая вроде бы не требует доказательств, сложна в применении. Особенно когда речь идет о российском бизнесе и когда тем, кто заказывает работы, выступает большая нефтяная компания, ежегодно расходующая на закупки порядка $7,5 млрд., из них 6 млрд. - на оказание разного рода услуг. В планах ТНК-ВР - комплексное освоение нефтегазовой провинции Ямала, целая серия проектов разработки месторождений, также приоритетным направлением остаётся модернизация РНПК. Понятно, что для реализации амбициозных планов потребуется большое число подрядчиков и контрагентов, которые должны понимать правила работы с третьей по объёмам нефтяной компанией России. И эти отношения должны быть максимально честными и открытыми, построенными на рыночных условиях в диалоге сторон.
Поэтому ТНК-ВР уже третий год жёстко и последовательно проводит политику прозрачности и открытости в отношениях с подрядчиками. Она подразумевает повышение эффективности процедур контрактования за счёт введения новых инструментов управления эффективностью закупок, привлечения подрядчиков через новые формы презентации проектов - роад-шоу, круглые столы, конференции. И эти формы постоянно совершенствуются.
Приоритет - бизнес-этика
Так, в этом году, по заявлению вице-президента ТНК-ВР, руководителя управления системой снабжения бизнес-направления «Разведка и добыча» Ольги МАЛЫШКИНОЙ, подрядчиков ждут новации.
Во-первых, нефтяная компания готовится перейти на систему привлечения комплексных подрядчиков, способных реализовывать проекты «под ключ» (система EPC контрактов). «Кроме этого, уже стандартизировали большую часть договоров и планируем закончить данный процесс в следующем году. Вторая цель - демонополизация сферы заказов так, чтобы доля одной компании на определённом рынке не превышала 40%. Третье нововведение - так называемые ценовые коридоры, которые определяют верхнюю и нижнюю границы стоимости в зависимости от вида выполненных работ и региона».
Помимо этого приоритетом Компании является лидерство в вопросах бизнес-этики. Так, выступая на Третьем слёте подрядчиков, который прошёл в середине сентября в Москве, Исполнительный директор ОАО «ТНК-BP Менеджмент» Герман ХАН призвал контрагентов и партнёров безусловно соблюдать высокие стандарты ТНК-BP и быть нетерпимыми к нарушению бизнес-этики. Все эти меры направлены на то, чтобы подрядчики понимали, что в лице ТНК-ВР они получают понятного и предсказуемого партнёра, следующего нормам бизнес-этики.
«Продолжат работу и конфликтные комиссии», – отмечает Исполнительный вице-президент по обеспечению бизнеса ТНК-ВР Анатолий ТЕМКИН. Это механизм повышения прозрачности уже зарекомендовал себя: «3а 2012 год количество жалоб увеличилось более чем в два раза, при этом решения примерно в 40% случаев выносились в пользу именно подрядчиков». Конфликтные комиссии - это только одно из направлений в комплексе мер по борьбе со злоупотреблениями и нарушениями корпоративной этики.
Для этих же целей - сделать отношения понятнее, а процессы эффективнее - служат круглые столы с подрядчиками, роад-шоу, а также интернет-сайт для общения с контрагентами - https://contractors-forum.tnk-bp.ru.
Сила - в стабильности
Отметим, что сами подрядчики к такой позиции ТНК-ВР в работе относятся с уважением. Так, Александр ЛАВРИНЕНКО, генеральный директор ООО «Реминдустрия» (подрядчик ОАО «Саратовский НПЗ») отмечает жёсткость требований компаний, но при этом и возможность всегда обсудить процесс ценообразования: «Нам нравится, что ценообразование прозрачно, и оно всегда понятно, при этом подрядчик всегда может высказать свое мнение. Импонирует, что позиция ТНК-ВР - выбирать в партнёры сильные и добросовестные компании и что никогда от контрагентов не отмахиваются. Да и платят всегда вовремя, что в наше время немаловажно».
Таким образом, прозрачность и понятность отношений выгодны всем.
Доверие и добросовестность сторон, внедряемые ТНК-ВР во взаимоотношениях с подрядчиками тем более актуальны для российского рынка в связи со вступлением России в ВТО, где требования открытости являются естественной нормой бизнес-поведения. И потому ТНК-ВР двигается и будет двигаться в направлении открытости и добросовестности во взаимоотношениях с компаниями-партнёрами.