Примерное время чтения: 5 минут
119

В пасти «крокодила»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ в Оренбуржье» 14/09/2011

Ещё в середине 2000-х о «белой чуме» - дезоморфине - в нашей области мало кто не слышал. Но всего за три последних года число число «подсевших» на этот страшный наркотик выросло почти в 30 (!!) раз.

О причинах стремительного роста дезоморфиновой наркомании и способах борьбы с ней мы беседуем с нашим сегодняшним гостем - начальником Управления ФСКН России по Оренбургской области, генерал-майором полиции Олегом ИВАНОВЫМ.

Наркотик «на коленке»

- Олег Николаевич, когда «крокодил» (неофициальное название дезоморфина - прим. ред.) появился в нашей области?

- В Оренбуржье первые случаи приготовления и употребления этого наркотика нами бы зафиксированы в 2009 году. До этого времени в силу географических особенностей, близости с границей, основной объём наркотрафика приходился на героинсодержащие вещества и марихуану. Но дезоморфин оказался намного страшнее и, к сожалению, «популярнее». Если в 2009 году мы зафиксипровали 17 преступлений, с ним связанных, то только за первое полугодие этого года - уже 479.

- В чём причина такого масштабного его распространения?

- В первую очередь это простота и доступность компонентов для его изготовления, синтезировать его можно буквально на коленке. Чтобы «сварить» «крокодила», достаточно зайти в любую аптеку. Основной компонент - чрезвычайно популярные кодеинсодержащие препараты, широко разрекламированные сиропы, таблетки от простуды и кашля. Все они продаются без рецептов и в неограниченном количестве.

Второй важный момент: «крокодил» - это наркотик социальный. Проще говоря, его редко кто употребляет в одиночку, гораздо чаще - большими подростковыми компаниями. В такие наркоманские сообщества втягивают новых членов, а вырваться из смертельного круга не удаётся практически никому.

Живые «зомби»

- Почему опасность исходит именно от дезоморфина? Привычные наркотики уже не котируются?

- Прежние наркопрепараты никуда не делись, работа по пресечению их оборота ведётся. Но дезоморфин - это печальный рекордсмен по своему разрушительному действию. Привыкание к нему происходит уже после первого укола. А через месяц-полтора активного употребления организм наркомана настолько отравлен этим ядом, что шансов выжить практически нет. Уже через неделю-две недели после употребления человек начинает в буквальном смысле слова гнить заживо. Кожа покрывается струпьями, трескается и кровоточит. Выпадают волосы, ногти, наркоман становится похож на зомби.

Когда наши оперативники проводят рейды по притонам, где варят «крокодил», то нередко приходят в ужас: те, кто находится там зачастую уже не люди, это живые мертвецы. Конечно, мы их госпитализируем, но врачи лишь разводят руками: «крокодил» изнутри пожирает человека так быстро, как ни один другой наркопрепарат.

По сути, мы столкнулись с настоящим бедствием. Вот несколько цифр, чтобы можно было понять его масштаб: за 8 месяцев этого года все обнаруженные сотрудниками Управления наркопритоны были дезоморфиновыми. Хотя ещё год назад в каждом пятом притоне употребляли так называемые «лёгкие» наркотики.

Деньги или будущее?

- Как же остановить эту заразу?

- Тут нужна консолидация действий всех государственных служб: медицинской, социальной, образовательной... Силами одного лишь нашего Управления ситуацию не переломить. В первую очередь нужно резко ограничить оборот кодеинсодержащих медпрепаратов. Кстати, со следующего лета Государственная Дума уже приняла закон, предписывающий такие лекарства продавать строго по рецепту. Однако ничто не мешает у нас в области уже сегодня, не дожидаясь указки из Москвы, ужесточить контроль за кодеиновыми средствами.

У фармацевта сразу должно вызывать подозрение, когда человек покупает 5-10 упаковок средства от кашля! Тем более, что медику дезоморфинового наркомана нетрудно распознать по внешнему виду. Но, к сожалению, некоторые владельцы аптек в погоне за прибылью закрывают глаза на такие вещи. Лишь бы был денежный оборот, а кто покупает и с какой целью - дело десятое. Взывать к совести таких горе-аптекарей, видимо, бесполезно. Поэтому просим у губернатора, у министра здравоохранения применять самые жёсткие меры, вплоть до отзыва лицензий.

Второй важнейший аспект - социальный. Наркомания, в том числе дезоморфиновая, это же отражение внутренних проблем в обществе, это бегство от реальности, безнадёги.

Нужна пропаганда здорового образа жизни, возможность молодёжи реализовать себя - в спорте, в творчестве, в работе. Ведь главное орудие борьбы с «крокодилом»: не запреты и наказания, а полное к нему равнодушие со стороны молодых людей. И это уже задача власти: сможет ли она предоставить подрастающему поколению равные возможности для роста и развития, сможет ли победить «безнадёгу»? Это - краеугольный камень нашего будущего.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах