«Погиб поэт! — невольник чести, —/ Пал, оклеветанный молвой, / С свинцом в груди и жаждой мести, / Поникнув гордой головой!..», - эти строки написал Михаил Юрьевич Лермонтов на смерть другого выдающегося русского поэта, Александра Сергеевича Пушкина, который, как известно, «наше все» и «солнце русской поэзии». 10 февраля в 180-летие годовщины смерти Пушкина «АиФ Оренбург» предложил оренбуржцам представить себя на месте учителя литературы и рассказать, какие бы произведения классика они в первую очередь преподавали детям.
Валентина Думкина, инженер по охране окружающей среды Оренбургского государственного аграрного университета
«Если бы я была учителем, то преподавала бы школьникам первых - четвертых классов. Фантазия, детская непосредственность, которые есть у детей начальной школы, восхищают.
Александр Сергеевич Пушкин, безусловно, великий русский писатель, произведения которого с самого раннего возраста знакомят нас с прекрасным, волшебным и удивительным миром. Именно поэтому особое внимание я бы обратила на сказки в школьной программе. Сказки учат важным вещам: заботе о близких, справедливости, верности, семейным ценностям.
Размышления о прочитанном, рассуждения о каждом персонаже в отдельности – все это благодаря прекрасному таланту и выразительному языку Пушкина обязательно заинтересует и увлечет школьников. Наверняка, придя в школу, дети уже видели и мультфильмы, снятые по одноименным произведением автора: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», а уж герои из отрывка поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» очень популярны, поэтому, мне кажется, что читать сказки самим им будет еще интереснее. Разные поколения россиян долгое время растут на неповторимых, признанных шедеврах русской литературы, и на уроке можно провести параллель о совпадении или, наоборот, о несоответствии образов, которые показывает режиссер, с тем, как представили героев ученики, читая сказки Пушкина.
Ученики смогут развить воображение, увеличить словарный запас, выработать грамотность и приобщится к красоте слова и культуре русского народа. Я считаю, что благодаря сказкам великого классика можно продлить детство школьникам».
Екатерина Крячкова, ученица 11 класса Беляевской средней школы
«Я готовлюсь к сдаче в этом году ЕГЭ по литературе, и одним из самых важных блоков, которому уделяется много времени и внимания, является творчество Александра Сергеевича Пушкина. Мне интересны все его произведения, вошедшие в школьную программу. Это и поэма «Медный всадник», где поднимается важная для всей русской литературы тема маленького человека, и «Евгений Онегин», написанный невероятным слогом, с интереснейшими лирическими отступлениями, и повесть «Капитанская дочка», где так ярко показан «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Жаль только, что для многих моих сверстников знакомство с Пушкиным-прозаиком только и ограничивается рамками школьной программы. А ведь это бездонный мир! Незаслуженно обделяют вниманием «Дубровского», «Пиковую даму», «Бориса Годунова», а также «маленькие трагедии», написанные в болдинскую осень: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы». А еще я бы гораздо больше внимания уделила лирике Пушкина, особенно философской и гражданской, потому что поднятые в ней проблемы актуальны во все времена, и в наше тоже».
Юлия Петрусёва, магистрант Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
«Хотелось бы сказать насчет подачи творчества Пушкина в школе (но, конечно же, я могу только сравнить с преподаванием мне этого предмета)... Например, «Капитанская дочка»: как произведение о событиях в Оренбургском крае, должно быть разобрано не только в рамках урока, но и в виде некоего тематического вечера с посещением музея, знакомством с архивными документами, поездкой в Саракташ на Красную гору, чтобы прикоснуться к истории, почувствовать, как она близка. «Евгения Онегина» мы, насколько я помню, изучали в классе 8-9, а тогда понимание, осознание было еще не то что ли, исторический взгляд не сформирован. Мне кажется, роман в стихах нужно было бы на год-два позже изучать... Сказки Пушкина с самого раннего детства формируют детскую психику. Нельзя просто «пройти» произведение и забыть. Я бы просила детей не сочинения писать по произведениям Александра Сергеевича, а сочинять свои (сама терпеть не могла, когда нужно было писать сочинение «по форме»), тогда и фантазия в будет развиваться, а может и таланты проявятся. Да и для старшего возраста... сравнительные характеристики героев, например, важны, конечно, но их и в любой методичке найти можно, а вот свое...
Полина Пырьева, учитель русского языка и литературы средней школы № 69 г. Оренбурга
«На мой взгляд, произведения Пушкина изучаются постепенно, в каждом классе в планировании уделяется время изучению его творчества, убирать какое-то произведение из программы нет необходимости, так как достаточное количество проблем, поднимаемых Пушкиным, остается актуальным и сейчас. Дело в другом: понимает ли нынешнее поколение школьников язык Пушкина? Но для этого есть мы, учителя, чтобы объяснять и подсказывать».
-
Как давно Вы читали произведения Пушкина?
-
20%Произведения Пушкина – мои настольные книги
-
36%Менее полугода назад
-
20%Несколько лет назад
-
24%Со школы его книги в руки не брал(ла)
-
0%Даже в школе не осилил(ла)
-
0%А кто это такой?
-