Примерное время чтения: 6 минут
218

Старейший живописец области - о культуре, творчестве и молодом поколении

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ в Оренбуржье" 05/11/2014

29 октября он отпраздновал свой 85-й день рождения и вместе с тем 65-летие своей творческой деятельности. За это время были написаны тысячи работ, которые демонстрировались в десятках выставок по всему миру. Картины Александра Ивановича хранятся в частных коллекциях, в музеях Москвы, Мюнхена, Солт-Лейк-Сити (США), Харбина (Китай) и, конечно же, Оренбурга.

От руля к мольберту

- Александр Иванович, вы родились в крестьянской семье. Как обнаружили у себя талант художника?

- В нашей семье было 11 детей, и сколько помню детство, всегда и все работали крепко. В 30-х годах чудом пережили период раскулачивания, но помню крайнюю нужду и голод, когда ребятами жевали всё, что можно - мякину, лебеду… Но при всём этом помню так же, в каком удивительно красивом месте мы жили, как восхитительна была наша оренбургская степь. Наверное, именно это подтолкнуло меня пробовать взять в руки сначала уголёк, а потом и кисти. А так же пример старшего брата, Пантелея. Он тоже был хорошим художником, подавал большие надежды. Но увы - его призвали на фронт в Великую Отечественную, откуда брат и сотни наших односельчан уже не вернулись домой.

С двенадцати лет я пошёл учится на курсы трактористов, дни и ночи мы работали в поле - а больше держать баранку трактора было и некому, все на фронте. Но в редкие минуты отдыха продолжал рисовать: родные пейзажи, пробовал и создавать портреты близких людей…

Кстати, именно трактор и «вывез» меня в итоге на стезю профессионального художника. В 1946 году к нам на машинную станцию приехал делать зарисовки о сельских тружениках оренбургских художник Кудашёв. Я показал ему свои работы, и он сразу же пригласил меня на учёбу в свою мастерскую. Затем была работа в студии у Степанова, стажировка у известнейшего скульптора Петиной… А в 17 лет я уже выставил свои первые работы в областном Музее изобразительных искусств, две из них почти сразу купили…

Монополия на вождя

- Если уж мы затронули тему продажи картин, то чем зарабатывают художники? Поддерживает их государство?

- Если говорить о советских временах, то существовала мощнейшая культурно-идеологическая система, в которую органично и неотъемлемо были встроены и художники. Собственно, настоящим профессионалом ты становился тогда, когда вступал в Союз художников СССР. Он обладал тогда абсолютной монополией как на получение, так и на распределение заказов, через него же и обеспечивались работой художники.

Например, заказы на оформление клубов, на портреты партийных работников, иллюстрации - и так далее. Если ты не был членом Союза художников, то не имел права изображать, к примеру, Ленина.

- А если всё-таки нарисовал вождя мирового пролетариата?

- За такое могли и по уголовной статье привлечь. Я сейчас не помню точно по какой, но однозначно нельзя было приглашать живописца «со стороны» без санкции Союза художников. И каждое изображение проходило строгую цензуру! Того безобразия, что творится сегодня, даже невозможно было себе представить! И, кстати, считаю, что в этом был свой резон. Ведь в нынешние времена за «высокое искусство» выдаётся всё, что ни попадя, даже откровенный бред.

Фото: Из личного архива

 

В погоне за рынком

- А как выживают художники сегодня? Помогает им Союз?

- Прежнего размаха, конечно, нет. Не существует больше и идеологической монополии,  четкой системы, людей - вчерашних студентов художественных училищ часто выпускают «в никуда». Но определённая помощь всё-таки оказывается, в частности, с организацией выставок, выездов на пленэры, иногда распределяются премии.

В основном же художники вынуждены сами искать, как добыть себе кусок хлеба. И это -та самая обратная сторона свободы… Теперь рыночная экономика! Сами ищут себе заказы, пытаются продать свои полотна… Многие преподают в различных учебных заведениях, кто-то работает в дизайне. Настоящим талантам пробиться действительно трудно, поскольку прежней системы поддержки уже нет. Да и понятие успеха у современной молодёжи сами знаете какое - кто больше денег имеет, тот и успешен…

- Как всё-таки сегодня молодому художнику заявить о себе?

- Можно попробовать организовать выставки своих работ в одном из частных выставочных залов - у нас их в Оренбурге сегодня работает 4 или 5. Стоит и следить за новостями мира искусства, регулярно проводятся сезонные вернисажи, куда в принципе может попасть и начинающий живописец, если его работы понравятся выставочной комиссии. Наконец, можно договорится о том, чтобы работы взял на экспозиции один из домов культуры. То есть, нужно не сидеть на месте, а стараться всё-таки «выйти в люди».

Со временем, наработав опыт и признание, можно заручится поддержкой действующих членов Союза художников и самому вступить в него.

Однако в целом моё мнение таково, что поддержка молодых художников - это всё-таки задача государства, поскольку в целом забота о населении заложена в его основных функциях. Ведь сегодня даже покупка холстов, красок и инструментов для творчества иногда становится для художника серьезной проблемой.

И если мы говорим о сохранении духовности, культуры, тем более что 2014-й год у нас как раз объявлен годом культуры, то нужны более серьёзные и решительные шаги, более широкая поддержка. Иначе мы рискуем просто потерять таланты, которые вместо того, чтобы развиваться, пробовать себя, сведут свою работу к чистому зарабатыванию денег, к коммерческой деятельности. При этом само искусство как процесс духовный и созидательный просто превратится в фарс.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах