Примерное время чтения: 6 минут
500

Анна Жураковская: Как стать мэром без выборов

Люблю я депутатов Госдумы – как только эти люди не придумывают себе работу. Казалось бы, проблем в стране много, законодательство несовершенно, а они уже который год «развлекаются» избирательными законами. То так мэров люди должны выбирать, то эдак; то нужны сити-менеджеры, сиречь главы администраций, то не нужны. И кажется, что конца и края их экзерсисам нет….

Нравится им над многострадальной системой местного самоуправления ставить эксперименты, а народ в этом случае как подопытный кролик: придет на выборы – не придет, много людей придет или мало, выйдет на улицы протестовать или нет.

Вот шоу и продолжается многие годы, практически с момента выхода того самого закона о местном самоуправлении в октябре 1993 года.

20 мая 2014 года Государственная Дума приняла закон, который теперь наиболее продвинутые депутаты называют просто «136-й», а на самом деле это закон, который практически уничтожил систему прямых выборов глав городов, районов, сел и деревень.

То есть, систему, которая сейчас существует в Оренбурге и многих районах области, когда депутаты из своего состава выбирают главу города, и которой, к слову сказать, не очень довольны многие, было предложено распространить на все муниципальные образования необъятной страны.

Напомню, что в Оренбурге эта схема уже принесла несколько скандалов, двоевластие и кучу недовольных со всех сторон. Кто-то говорит, что дело в личностях, кто-то – в принципе разделения и властных, и финансовых потоков. Но факт, на мой взгляд, остается фактом – такая схема практически нивелирует статус главы города.

Справедливости ради, отмечу, что федеральный закон все же предоставлял депутатам субъектов РФ «вилку»: глава может быть избран либо прямым голосованием, либо из состава депутатов. Но оренбургские народные избранники, вопреки всей логике и здравому смыслу, выбрали, на мой взгляд и взгляд очень многих жителей Оренбургской области, не самый удачный вариант – выборы из состава депутатов. Пошумели-пошумели и затихли…. Закон есть закон, народ никто слушать не стал – мы решили, что белое – это черное, так тому и быть. Ну, вроде все понятно, через семь месяцев большие муниципальные выборы, на которых люди должны будут выбрать депутатов, а уже народные избранники, со своей стороны, – глав.

И вот январь 2015 года принес очередные новости, касающиеся местной власти, – во втором чтении принят в ГД закон еще об одних изменениях и в закон о выборах, и в закон о местном самоуправлении.

Итак, разберемся по порядку. Сразу скажу, я не очень понимаю в «птичьих» юридических формулировках, поэтому воспользовалась помощью специалистов. И вот, что получилось: вариантов выборов глав, как может оказаться после третьего чтения и подписания этого закона президентом, целых пять.

Первый – прямые выборы. Это нам, оренбуржцам, уже не «светит» никак. Второй – выборы главы из состава депутатов и назначение сити-менеджера по контракту – система, работающая в Оренбурге ?? сейчас. Третий – выбор главы сходом граждан, что может быть применено только в небольших муниципальных образованиях.

И вот два, на мой взгляд, главных варианта, два действительно нововведения, которые могут быть реализованы в Оренбурге, то есть варианты четыре и пять.

Избранные всенародным голосованием депутаты избирают главу, он становится и главой, и сити-менеджером. При этом он уходит из депутатов, избирается председатель горсовета, а на вакантное место либо проводятся довыборы, если речь шла об одномандатном округе, либо следующий по партийным спискам заходит в горсовет.

И последний вариант – создается конкурсная комиссия, куда любой желающий подает необходимые документы, причем конкурсная комиссия составляется на 50% из представителей губернатора, а на 50% из муниципалов . Потом эта же комиссия отбирает не более 5 подходящих кандидатур и представляет их горсовету, который и изберет полноценного главу города.

Вот как-то так. То есть, депутаты ГД, как радеющие о благе народа российского, все-таки решили предоставить возможность объединить должности главы города (района) и главы администрации в одну, как это, впрочем, было и раньше. Правда, тогда мэра мы могли избирать сами.

Вопросов у меня много, здесь озвучу лишь несколько из них.

Зачем нужно было огород городить осенью 2014 года, если в итоге вы все же пришли к здравой мысли о том, что двоевластие в муниципальном образовании никому пользы не приносит?!

Чем так плох российский народ, что, даже вернув должность «главного по городу», нельзя доверить самим горожанам выбрать мэра?! Правда, этот вопрос скорее к областным законодателям, чем к федеральным. Может, еще и одумаются...

Как можно получить главу города вообще без выборов – то есть просто путем какой-то, даже очень уважаемой, конкурсной комиссии?! Ведь это же вообще может получиться великолепная коррупционная схема: кто больше дал, того и пост главы?!

Подытоживая мой гневный, надеюсь, спич, скажу лишь следующее. Я не удивлюсь, если третье чтение пройдет уже к середине февраля, а президент подпишет уже к началу марта этот закон. Ведь сроки поджимают – в июне надо выборы объявлять, а они пройдут в единый день голосования по всей стране с той или иной активностью в каждом практически регионе. А до этого надо еще и областной закон принять и уставы муниципальных образований подправить. Так что если все выйдет идеально, в Оренбуржье вернутся прямые выборы мэра, если чуть хуже – объединят главу города и главу администрации по четвертому варианту, ну а если совсем плохо – то вариант два или пять.

Так что ждем-с…. И ничего хорошего я уже, как избиратель, не жду, лишь очередных экспериментов, от которых лучше уж точно не станет, и от которых народ порядком устал.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах