И если раньше «казачий» был синонимом «исторического», то сегодня это культура возрождается не только в песнях, но и в образовании и даже в войсках.
Насколько тяжело сохранять самобытные корни Оренбургского казачьего войска сегодня, кто может по праву считаться настоящим казаком и куда станичникам двигаться в современном мире? Эти и другие вопросы поднимались на научно-практической конференции «Традиционная казачья культура: исторический опыт и пути развития».
Через века в современность
История казачества восходит к XVI веку, когда начался процесс активного присоединения соседних государств к России. Тогда казаки направлялись туда, где нужно было охранять границы. Именно так появилось оренбургское казачье войско. Несомненно, те или иные моменты формирования войск отразились и на их культуре. Сохранить всё её многообразие удалось, в основном, благодаря жителям деревень, которые всегда с трепетом и почтением относились к песням своих предков. В селе пели всегда, будь то время подъёма или спада, голод, война или победа и процветание. Именно благодаря селу мы до сих пор можем слушать старинные песни и видеть традиционный казачий костюм. Народная традиционная культура оренбургского казачества складывалась на протяжении нескольких веков, и сегодня её бережно хранят в оренбургских станицах.
- Сегодня в Оренбуржье насчитывается около 250 взрослых и порядка 180 детских казачьих творческих коллективов, - рассказал Виктор Шориков, министр культуры и внешних связей Оренбургской области. - Среди них немало лауреатов и дипломантов самых разных конкурсов как областного, так и всероссийского уровня. Именно в этих ансамблях ведётся постоянная работа по сохранению традиционных казачьих истоков, передаются из поколения в поколение различные обряды, традиции по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В условиях всеобщей глобализации особым вопросом остаётся сохранение самобытной культуры, накопленного веками культурного наследия, исторические памятники. Всё это можно сегодня успешно использовать для сплочения общества и дальнейшего развития культурной среды. Время показало, что культура казачества может выдержать любые испытания. Она неразрывно связана с глубинными переживаниями людей и не исчезнет, пока жив её носитель.
От строевой до частушки
Но учёные, которые немало отдали изучению культуры и быта вольного войска не только в Оренбурге, но и в других регионах, где исторически жили казаки, признают, что как раз в вопросе сохранения самобытности сегодня далеко не всё гладко.
- Сегодня на государственном уровне казачеству уделяется внимание, - признала Галина Марахтанова, референт отдела народного творчества и традиционной культуры департамента государственной поддержки искусства и народного творчества министерства культуры РФ. - Но, несмотря на большое количество коллективов, которые пытаются исполнять казачьи песни, далеко не всегда уделяется внимание достоверности и историческому соответствию. Хотелось бы, чтобы сами исполнители, соприкасаясь с казачьей песенной традицией, сами изучали культуру и старались перенести в свои композиции как можно больше того, что было в них много лет назад.
Казаки всегда отличались от других сословий России не только внешне, по воспитанию, но и по культуре. Их песни даже пелись не так, как традиционные народные хороводные или «загульные» русские.
- Конечно, было немало общего в жанрах - у казаков тоже, к примеру, были частушки, - рассказал Борис Хавторин, ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. - Но казаки были воинами, они и в Оренбурге оказались именно для того, чтобы служить государю. Поэтому основные мотивы в их песнях с самого начала носили военный характер. Здесь были и строевые песни, с которыми дружина уходила на службу, и песни-проводы молодых казаков в ряды защитников.
Стоит отметить, что песни времён Пугачёва и более позднего периода тоже отличаются. Если упоминание о первых можно даже найти в сочинениях Пушкина, где он рассказывает о том, что атаман любил не только петь песни, но и сам слагал их. К слову, известно, что даже жена Пугачёва сочиняла про него песни и сама их ему пела.
Казачья песня никогда не стояла на месте. Во все времена она трансформировалась, но всегда сохраняла свою самобытность.
Из прошлого в будущее
Почему сохранять старинную казачью песню непросто, рассказал и Владимир Позднеев, художественный руководитель Оренбургского государственного академического русского народного хора.
- В библиотеках сохранилось немало текстов старинных песен, которые пели как сами атаманы, так и казачки, оставшиеся дома, - признал он. - Но вот музыкальный материал найти очень сложно, поэтому часть этой интереснейшей культуры мы просто не можем передавать другим поколениям, потому что уже нет людей, которые смогли бы нам рассказать, как исполнялись эти пенсии.
К слову, в последнее время именно ноты к старинным казачьим композициям удалось разыскать в одной из столичных библиотек.
С худруком согласен и оренбургский атаман.
- К сожалению, у нас не было своеобразного оренбургского Шолохова, который смог бы вовремя запечатлеть нашу культуру на литературных страницах, - посетовал Виктор Каргалов, первый заместитель руководителя аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области, атаман Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел ОКВ». – Второй момент, это то, что казаки позже отравлялись практически на все войны, чтобы защищать Отечество. Большие потери на полях сражений существенно сократили число казаков.
После падения советского государства было трудно возродить подлинную культуру оренбургского казачьего войска. Это, по мнению Виктора Ивановича, и стало причиной некоторых «перехлёстов», когда в исполняемых песнях и старинных обычаях не хватало исторической достоверности. Несмотря на всё это, сегодня вся страна может слышать голоса оренбургских казаков, которые покорили не одну конкурсную площадку.
- Да, казачество сегодня возрождается, уделяют внимание как нашим традициям, так и нашей культуре, но пока неясно, какие именно государственные функции можно возложить на нас, - признал Виктор Каргалов. - Именно этот вопрос и должен стать основным в поиске пути развития казачества.
По словам атамана, такие встречи очень важны: нужно нарабатывать и педагогический опыт в передаче своего наследия. И в этом помогут материалы, которые опубликуют после конференции.
- И только в диалоге мы сможем найти правильный путь, по которому пойдут казаки, - уверен он.