О том, что собой представлял революционный период на Урале, какая роль в этом выпала оренбургским казакам и как сегодня изучать этот период истории в школе корреспондент «АиФ Оренбург» беседует с доктором исторических наук, профессором Оренбургского педагогического университета, Дмитрием Сафоновым.
Повод для гордости?
«АиФ Оренбург», Евгения Чернова: Дмитрий Анатольевич, в чём трудности понимания значения революции и гражданской войны у более старшего поколения и современных школьников?
Дмитрий Сафонов: Безусловно, следует понимать, что Гражданская война никак не может быть поводом для гордости. Это величайшая трагедия народа, это война внутренняя, когда в буквальном смысле этого слова брат шёл на брата. Гордиться этим невозможно, но это нужно изучать, прежде всего для того, чтобы понять, извлечь уроки и не повторить совершённые ошибки. Однако приходится констатировать, что на протяжении десятилетий советской истории мы Гражданской войной именно гордились. Наряду с революцией гражданская война заняла особое место в политике и идеологии, образовательно-воспитательных процессах. На протяжении XX века это историческое событие практически перестало быть объектом только научного изучения, превратившись в нечто большее, в символ, даже можно сказать в миф, жёстко и бесповоротно утвердившийся в общественном сознании россиян. Обществу была навязана единственно верная версия происходившего, гражданская война была чем угодно, но не трагедией. Скорее, это было противопоставление добра и зла, где носителями добра безусловно и однозначно являются красные, ну а силами зла - соответственно, белые. Полутонам и сомнениям места практически не было, настойчиво проводилась мысль, что в гражданскую всё общество поделилось на два лагеря, и мы, нынешнее поколение советских людей, потомки, конечно же, красных, то есть сил добра.
Если же говорить о гражданской войне на Южном Урале, в Оренбуржье, то создателем концептуального повествования об этом можно считать Александра Яковлевича Борисова, который был всего-навсего преподавателем истории автомобильного техникума в Оренбурге. Но именно он в 1939 году издал книгу «Гражданская война в Оренбургском крае», представлявшую собой компиляцию мемуаров, пересказов мемуарных эпизодов и авторских повествований по отдельным сюжетам. Напомню, что к этому времени концепция уже была задана, а значит краеведам нужно было просто собрать нужные исторические факты и выстроить их в определённой последовательности. Несмотря на все перемены политического курса и определённую корректировку идеологического понимания гражданской войны, концепция этих исторических событий именно в Оренбургском крае, основанная на крайне субъективных источниках информации и мемуарах, продолжала существовать и практически существует до сих пор.
Сила стереотипов
- Почему же? Ведь и время изменилось, и научный подход уже иной…
- Как ни странно, серьёзную проблему сегодня составляет уход от старых идеологических клише. Прежняя идеология рухнула более четверти века назад. В такое время неизбежно должно было появиться и проявиться новое поколение исследователей, свободных от прежних заданных рамок и получивших возможность разработки ранее недоступных архивных материалов. Однако жизнь показала, что самая большая проблема вовсе не в возможностях донести до общества результаты научных изысканий, но в разрушении давно сложившихся стереотипов в сознании наших современников. Сразу нужно оговорить, что современное прочтение не означает механической смены полюсов, замены положительных красных на положительных белых. Речь идёт о том, чтобы понять содержание этого социального катаклизма, который имел место в России 100 лет назад. Упрощённая схема двух лагерей в гражданской войне никак не отражала в реальности сложности противостояния различных политических сил на Южном Урале в этот период. Помимо красных большевиков, была власть казачья, власть правительства Башкурдистана, власть казахской Алаш-орды.
- Какие мифы того периода процветали у нас?
- Одним из базовых стереотипов было убеждение, что партия коммунистов с самого начала имела свою структуру по всей стране, причём местные организации были дисциплинированны. Якобы любое решение, принимаемое ЦК, сразу же шло в исполнение. На самом деле картина была гораздо более сложная. Справедливо было бы поставить вопрос: а были ли на Южном Урале настоящие коммунисты? Дело в том, что все первые партийные ячейки в нашем регионе в 1917 году возникали по местной инициативе, просто группы самостоятельно объявляли себя большевиками. Не было никаких надёжных информационных контактов, например, по нашим подсчётам, за первый период существования в Оренбурге советской власти здесь было опубликовано и принято к сведению 24% всех документов, декретов, которые рассылались из столицы. Неизвестными оренбуржцам оставались такие важные документы, как декрет о мире, о земле, декрет об уничтожении сословий, положение о рабочем контроле и многие другие. Ещё одним стереотипом является то, что оренбургские большевики приняли к реализации декрет о земле и закон о социализации. Последний в Оренбурге был получен, но положен под сукно, поскольку местная большевистская власть сочла его недостаточным и приняла свой самостоятельный закон. Люди, возглавившие так называемую советскую власть в Оренбурге в 1918 году, полагали, что территории должны руководствоваться общими указаниями, даваемыми из центра, а организационными вопросами должны заниматься сами.
Коммунизм по-оренбургски
- А что с казаками? До сих пор нет чёткого понимания их роли в Гражданской войне.
- Тезис контрреволюционных казаков вообще и оренбургских в частности возник с самого начала. Из публикации в публикацию кочевали звероподобные обязательно заросшие бородами казаки, совершавшие неимоверные зверства, при этом остававшись убеждёнными монархистами. Над всеми доминировал образ Александра Дутова (герой белого движения, атаман Оренбургского казачьего войска). Но были ли казаки антисоветски настроены? По нашему глубокому убеждению, нет. Поскольку сомнения в тезисе о наличии в Оренбуржье настоящей советской власти ставит под сомнение и тезис о мятеже против этой власти, ибо мятеж - это выступление против власти законной, не говоря уже о том, что выступления казаков сложно назвать процессом именно против советской формы правления, по сути они выступали против политики конкретных людей, которые именовали себя властью Советов. И белые и красные активно пытались притянуть казаков к себе или по крайней мере не допустить их к противнику. Может это прозвучит несколько парадоксально. Но нейтралитет казаков не устраивал никого. Как нам кажется, неправильно утверждать, что, выступив на чьей-либо стороне, казаки однозначно стали красными или белыми. Они пытались реализовать своё видение своего будущего.
- Ну а как сегодня этот период дают на уроках истории?
- Довольно нейтрально. Когда мы избавились от советской идеологии, считалось, что молодёжь сама в состоянии сделать выводы о том, что хорошо или плохо на основании фактов. На самом деле нет. Поэтому сегодня в школе этот период уже лишён всех советских наносов, учителя дают его максимально объективно, но если бы у нас всё же появился единый учебник истории, делать это было бы проще. Историю, как и другие предметы, сегодня изучают так, чтобы потом можно было сдать ЕГЭ, а эта форма экзамена лишена оценки. Что в целом и неплохо.
Все самое интересное в дружелюбном Вконтакте , интеллектуальном Фейсбуке и ярких Одноклассниках.