Зима в этом году не балует оренбуржцев оттепелями. Крепкие морозы держат всех автомобилистов «в тонусе» буквально с ноября. И когда столбик термометра опускается ниже 24 градусов, для многих пуск промороженного за ночь автомобиля превращается в лучшем случае в лотерею: (заведётся - не заведётся?), в худшем - физзарядку с тасканием «стального коня» на брезентовой лямке.
Между тем рецепт решения морозной автопроблемы давно готов: это установка предпускового подогревателя двигателя. О том, какими бывают эти устройства, мы расскажем ниже.
Изобретение века
Предпусковые подогреватели, впрочем, как и кондиционеры, можно без натяжки назвать одним из полезнейших инноваций прошлого века. Однако недаром говорят, что Россия - страна парадоксов: абсолютное большинство покупателей автомобилей, выбирая в салоне себе четырёхколёсного друга, интересуются наличием климатической системы. Но при этом практически никто не спрашивает о предустановленных подогревателях двигателя, хотя минимум пять месяцев в наших, оренбургских, широтах царят отрицательные температуры.
В то же время взгляните на наших соседей из северных стран, скажем, той же Скандинавии. Там практически каждый автомобиль уже с завода оснащён предпусковым подогревателем. И не все из них автономные - у скандинавов практически на каждой автомобильной парковке, около каждого автокемпинга – аккуратные столбы с электрическими розетками. Подключился к электричеству, установил предпусковой подогреватель по таймеру на нужное время - и порядок! Теперь автомобилю не страшен никакой мороз, даже после оттепели. И не надо напрягаться, пытаясь оторвать ручки с дверей, потом на холодном ветру с трудом отскребать стекла и садиться на промёрзшие сиденья, мучаясь впоследствии с радикулитом. Не правда ли, красота: за окном 30-градусный мороз, а ты выходишь из дома, садишься в теплый автомобиль, заводишь с пол-оборота двигатель - и поехал! Ни тебе плясок с бубном вокруг севшего аккумулятора, ни таскания «на галстуке»!
В России ситуация далека от идеала. Здесь предпусковой подогреватель до сих пор большая диковинка. По самым скромным подсчётам, лишь одна машина из полутысячи имеют это устройство. Среди моих знакомых автовладельцев, к примеру, только один товарищ оснастил свой внедорожник подогревателем. Остальные по старинке «топят снег», по полчаса разогревая движок.
Ещё хуже ситуация с инфраструктурой. Об розетках на парковках или возле стоянок и речи не идёт. И этому есть объяснения.
Во-первых, все интересные инновации доходят до России не сразу. Во-вторых – конечно же пресловутый уровень жизни, который оставляет желать лучшего.
Вы считаете, что у россиян нет лишних денег? Это не совсем правда. Многие клиенты тюнинговых центров выбрасывают на ветер десятки тысяч рублей, подвергая свои автомобили самым разнообразным, подчас нелепым доработкам, устанавливая рычащие на все тона системы выпуска, HI-FI и Hi-End аудио-видеоаппаратуру, ксенон, неоновую подсветку и т.д. А на действительно полезную, очень удобную и экономически выигрышную вещь - денег, притом не очень-то и больших, жалко.
Впрочем, довольно лирики, и теперь оставим только голые факты. Рассмотрим все «за» и «против» автономных предпусковых подогревателей. Во главе угла, как мы уже говорили - это комфорт. И поэтому, первые впечатления людей, поставивших на свой авто предпусковой подогреватель примерно такие: "Как я раньше мог обходиться без него?"
А теперь взглянем на примерную динамику процесса прогрева автомобиля автономным предпусковым подогревателем.
«Шаманство» с аккумулятором отменяется
Итак, представим. Типичный оренбургский декабрь, 7.00 утра. На улице мороз -25. К окну даже подходить, и то холодно. Вы вышли из ванной и вкушаете завтрак. (Теперь у вас появилось дополнительных 20-25 минут, чтобы за завтраком посмотреть электронную почту и почитать новости). Ваш автомобиль, почти неотличимый от сугроба, стоит на стоянке около дома. Выставленный накануне вечером таймер срабатывает, и под капотом вашей машины включается предпусковой подогреватель. Через 10-15 минут мотор прогревается до +20 градусов, а салон - до нуля. Спустя еще 15-20 минут в салоне уже +12, а двигатель - до +45. Проходит еще минут 15, и внутри авто нормативные 20 градусов, движок доведен до +65 и полностью готов к старту. Снег со стекол сошел, "дворники" отмерзли. И вот из парадного выходите Вы. Садитесь в теплый автомобиль, заводите двигатель и немедля ни минуты, выезжаете на работу.
Кроме комфорта, экономии времени и здоровья предпусковые подогреватели дают еще и хорошую экономическую выгоду. Например - бензин (или солярка, если у вас дизель). На хороший прогрев двигателя и салона уйдёт грамм 300 топлива, а то и больше. Вроде бы пустяк, но только прикиньте, сколько вы сэкономите таким образом за 120 дней зимы?
Но все же малозаметная, но самая большая выгода от установки предпусковых подогревателей в том, что они в два-три раза увеличивают ресурс службы вашего двигателя.
Смотрите сами. При запуске холодного мотора, тем более в зимнее время, мотор подвергается страшной нагрузке. Топливо концетрируется на холодной поверхности цилиндров, удаляет пленку из масла, значительно увеличивая трение. Все это приводит к быстрому износу деталей цилиндро-поршневой группы. Холодное масло настолько густое, что напоминает густую сметану. Масляный насос пытается протолкнуть эту неподатливую массу к головке блока и распределительному валу. Рачительным автовладельцем давно известна нехитрая формула: каждый «холодный» пуск равен 300-500 километрам пробега. И если перевести это в наши условия, когда полгода температура ниже 5-ти градусов тепла, то износ двигателя за год составит около 80000 (!) километров. Даже представить трудно, какие это деньги в масштабах России.
А на последнем месте, (в частности для россиян) - польза, которую приносят предпусковые подогреватели для экологии. Холодный пуск мотора особенно вреден: ядовитые углеводороды просто не успевают сгорать до безвредных углекислого газа и водяного пара. Да и соседи по подъезду не будут недовольно глядеть из своих окон, когда ветерок затянет им в форточку сизый выхлоп вашего авто.
Достоинства и недостатки
А теперь о недостатках. Первый - высокая цена. Хороший подогреватель стоит порядка 30 тысяч рублей. Однако это гораздо дешевле, например, установки кондиционера, хотя необходимости включения «кондея» пользуются намного меньше, чем подогревтеля.
Второй - дорогая стоимость установки устройства на автомобиль. Её цена составляет порядка 7-10 тысяч рублей. Производители предпусковых подогревателей, предъявляют весьма строгие требования к пожарной безопасности. Увы, но всегда есть шанс, что при установке неофициальным дилером и необученным персоналом, могут произойти ошибки по инсталляции предпускового подогревателя, которые впоследствии могут привести к пожару.
Разновидности предпусковых подогревателей
А теперь краткий обзор видов подогревателей, которые предлагают нам зарубежные производители, поднаторевшие на изготовлении всевозможных предпусковых подогревателей.
Самыми элитными, бесспорно, являются автономные жидкостные предпусковые подогреватели.
Они могут подогревать не только мотор, но и отапливать салон. Размещаются в подкапотном пространстве и врезаются в систему водяного охлаждения. Теплый воздух в салон подается от штатной печки. Различные дополнительные органы управления увеличивают удобство управления системой отопления. Так же существуют системы управления предпусковым подогревателем с брелка, телефона, а также не исключен вариант подключения к сигнализации Вашего автомобиля и управления с брелка. Эти предпусковые подогреватели расходуют немного топлива и электричества, имеют низкий уровень шума.
На ступень ниже стоят автономные воздушные подогреватели (автономные отопители).
Они служат для быстрого прогрева только салона автомобиля. Размещаются непосредственно в салоне или кабине. Автономные отопители незаменимы для грузовых автомобилей, микроавтобусов, спецтехники, яхт и многих других средств транспорта. Их преимуществами являются довольно быстрый прогрев воздуха внутри помещения, бесшумность работы и низкое потребление тока. На воздушных обогревателях можно заранее устанавливать необходимую температуру воздуха.
Существую также неавтономные подогреватели. Устройство их простое - в двигательном отсеке либо прямо в блоке цилиндров врезаются нагревательные элементы. Они работают без принудительной циркуляции охлаждающей жидкости, простая конвекция. Но главный их недостаток – необходимость подключения к источнику энергии. И этот минус перевешивает все плюсы. С другой стороны, такие подогреватели - самые дешёвые из имеющихся, и если у вас частный дом, то, пожалуй, именно эта модель - самая оптимальная.
Конечно, каждый автовладелец выбирает для себя сам - ставить или нет ему подогреватель. Но как мы уже отмечали выше, в наших широтах это вещь незаменимая. И особенно это знают те, кто хоть раз опоздал на важную встречу, на вокзал или в аэропорт, когда морозным утром не смог завести свою «ласточку».