На днях у меня сломалась стиральная машинка. Загрохотал подшипник на барабане, в котором, собственно, и крутится бельё. Вердикт приглашённого мастера - его замена за 3200 рублей.
Примечательно, что машинка отработала ровно 2,5 года: чуть больше, чем её гарантийный срок службы. Ещё одно любопытное наблюдение - двумя часами раньше я вытащил из своего почтового ящика рекламную газетку одной крупной сети бытовой техники, где «стиралку» можно было купить за 6499 рублей. Мастер, у которого я спросил совета, лишь ухмыльнулся:
- Не вы один такой, кто ломает голову - или чинить старую технику, или добавить полцены - и купить новый агрегат. Это ведь умышленно делается, чтобы люди покупали, покупали и покупали. Прошли времена, когда выпускались машинки «Вятка-автомат» и работали безотказно по 12-15 лет. Исчезли практически «вечные» холодильники - вспомните наш «Орск»; кое-у кого уже по 30 лет они стоят и морозят, как ни в чём не бывало. А сотовые телефоны? А автомобили? Где легендарные неубиваемые иномарки? Да что там, вазовские «Копейки» по тридцать лет людям служили! А сейчас - покажите мне хоть одну машину, способную столько выходить и не развалиться?
Эффект лампочки
То о чём со вздохом говорил мастер, уже давно является предметом широких дискуссии в многочисленных обществах по защите прав потребителей в США, Европе и у нас в России.
А началось всё в 2001-м году, когда сотрудники одного из пожарных депо в штате Калифорния обнаружили, что одна из лампочек в их конторе весьма необычна. Этот нехитрый источник света горел в депо с… 1901 года! Забавно при этом, что обычная лампочка пережила две новейшие камеры видеонаблюдения, одна из которых банально сломалась, а вторая была списана как устаревшая.
Производителем лампочки была фирма, использовавшая нить накаливания Адольфа Шайе. Парадоксально, но изобретатель, ещё в 1895 году разработавший такую долговечную конструкцию, не смог внедрить её в широкое производство. Промышленники рассудили, что выпуская такие лампы, они вскоер останутся без заказов и, соответсвенно, без прибыли. Так скромная электрическая лампочка стала первой жертвой эффекта, получившего название «запланированное устаревание».
Считается, что запланированное устаревание неизбежно должно было возникнуть одновременно с массовым производством и обществом потребления. Стремление производить менее долговечные товары зародилось в эпоху промышленной революции, когда машинное производство резко снизило себестоимость товаров, что само по себе было благом для потребителей. Но потребители не поспевали за темпами производства - они были гигантскими.
Не принуждать, а - убеждать!
Уже в 1928 году влиятельный рекламный журнал в США предупреждал: товар, которому нет износа - это трагедия для бизнеса. Массовое производство повысило доступность многих товаров. Цены снижались. Многие стали покупать не по необходимости, а ради развлечения. Экономика процветала…
И вот - мировой финансовый кризис. Крах фондового рынка. Паника.. В 1929 году формирование общества потребления приостановилось, поскольку биржевая истерия ввергла США в знаменитую Великую экономическую депрессию. Безработица достигла чудовищных масштабов. В 1933 году четверть трудоспособных американцев лишилась работы. Очереди уже стояли не в магазинах, а на биржах труда.
И вот в Нью-Йорке родилась революционная идея оживления экономики. Бернард Лондон, крупный торговец недвижимости, предложил обуздать депрессию путем введения обязательного запланированного устаревания. Тогда эта концепция впервые была высказана в письменном виде. Бернард Лондон предложил установить для каждого товара срок годности, по истечению которого будет запрещено пользоваться товаром, и владельцы будут обязаны его сдать для последующего уничтожения товара.
Он пытался достичь равновесия между капиталом и рабочей силой, создать постоянный спрос для новых товаров, постоянный спрос на рабочую силу и постоянную прибыль капиталистам. Лондон считал, что принудительное запланированное устаревание товаров даст толчок промышленности и потребительскому рынку и обеспечит всех работой.
Много лет спустя идеи Лондона возникли вновь, но с существенным отличием: действовать нужно не методом принуждения, а методом убеждения. Зачем принуждать людей сдавать товары, если можно создать тренд, что пользоваться старыми товарами попросту немодно!
Предел человеческой алчности
Если счастье определяется лишь уровнем потребления, то мы должны быть абсолютно счастливы, поскольку сегодня потребляем в 26 раз больше, чем 120 лет назад, во времена Маркса. Но все опросы показывают, что мы не стали в 26 раз счастливее. Поскольку счастье - это, конечно, субъективное понятие.
Совершенно очевидно, что существующая ситуация, когда экономика базируется только на неперывном росте потребления, не может продолжаться долго. Ресурсы планеты близки к исчерпанию, и единственный выход в данной ситуации - выравнивать экологический баланс между потреблением и регенерацией. Проще говоря, произведённая вещь должна служить достаточно долго, а после окончания срока службы может быть утилизирована и воссоздана заново.
Экономисты подсчитали, что такой подход позволит остановить «разграбление планеты». Но всем нам придётся снизить свой уровень потребления. Как показывают расчёты - примерное до уровня потребления, какой был в Европе в 60-е годы. А это не так уж и плохо, особенно если смотреть на нынешнюю Россию.