Имеет ли право бюджетное медицинское учреждение осуществить возврат денежных средств пациенту за оплаченную, но неоказанную медицинскую услугу, если у пациента утеряны договор и кассовый чек об оплате данной услуги?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае отказа пациента от договора медицинская организация обязана вернуть ему денежные средства, внесенные в оплату услуг, которые фактически не были оказаны, независимо от представления пациентом его экземпляра договора и кассового чека.
Обоснование вывода:
Отношения по договору об оказании платных медицинских услуг регулируются главой 39 ГК РФ (смотрите п. 2 ст. 779 ГК РФ), а в случаях, когда заказчиком или получателем таких услуг является физическое лицо - потребитель, - также соответствующими нормами Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) и Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее - Правила).
В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора возмездного оказания услуг. В этом случае заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные последним расходы, связанные с исполнением договора (смотрите также п. 22 Правил).
По смыслу п. 1 ст. 423 и п. 1 ст. 779 ГК РФ услуги, фактически не оказанные к моменту отказа заказчика от договора, не подлежат оплате. Соответственно денежные средства, уже внесенные заказчиком в оплату таких услуг, должны быть возвращены исполнителем.
Законодательство не ставит право заказчика на возврат уплаченной цены договора в зависимость от представления им исполнителю документов, подтверждающих факт заключения договора и осуществления оплаты (в частности экземпляра договора и кассового чека). Поэтому в тех случаях, когда исполнитель не оспаривает сам факт заключения договора, получения оплаты по нему и того, что предусмотренные договором услуги действительно не были оказаны, у него отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении соответствующего требования заказчика, даже если последний не представил в его обоснование названные документы или какие-либо иные письменные доказательства. Специальных требований к форме, в которой должен быть совершен односторонний отказ от исполнения договора, законодательство не предусматривает. Полагаем, что во избежание споров заявление заказчика об отказе от договора и возврате уплаченных денежных средств целесообразно оформить письменно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг пользователю Системы «Гарант».
Для получения подробной информации об услуге обратитесь в Компанию «МастерСофт».
Компания «МастерСофт» - официальный партнёр компании «Гарант» в Оренбуржье.
Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.