Качество управление финансами, как на федеральном уровне, так и на местах - ключевой вопрос для госслужащих, потому что он затрагивает интересы всех людей.
О том, как экономить бюджет и грамотно расходовать средства говорили и на недавнем заседании Государственного совета, который Владимир ПУТИН провёл в широком составе.
Просчитать до копейки
Президент назвал несколько проблемных моментов, среди которых неравномерность исполнения бюджетов, «распыление» средств, недофинансирование, «неконкретность и аморфность» ряда целевых программ, отсутствие должной финансовой дисциплины. В связи с этим он предложил ужесточить ответственности в сфере государственных финансов.
«Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны ещё на стадии подготовки программ и бюджета», - заявил президент РФ.
А Юрий Берг считает, что для этого нужно определить нормативы, которые отражали бы соотношение бюджетных затрат и итогового результата. На заседании Госсовета поставили ключевые для развития регионов и страны задачи. Это повышение эффективности бюджетных инвестиций, расходов на государственное и муниципальное управление, профессиональное и среднее образование, здравоохранение, ЖКХ, а также стимулирование экономики и развитие инфраструктуры с учётом задач по повышению динамики роста ВВП.
В Оренбургской области приняли пять областных законов и 31 постановление, утвердили несколько приказов, чтобы оптимизировать бюджетные расходы - не сократить, а тратить с высокой отдачей. Создали механизмы оценки потребности в предоставлении государственных услуг, их доступности для получателей, разработали стандарты качества, которые применяются при обслуживании получателей. И сегодня Оренбургская область в числе передовых субъектов РФ по качеству управления общественными финансами.
Планировать вперёд
О том, что тратить бюджетные деньги нужно с умом, в Оренбуржье поняли давно - с 2007 года в регионе работают программы реформирования муниципальных и региональных финансов, известные оренбуржцам по результатам работы некоторых учреждений бюджетной сферы – «первенцам» автономии - детским садам в Орске. В период подготовки перехода на 83-ФЗ появились программы повышения эффективности бюджетных расходов. Чтобы детально разъяснить руководителям бюджетных учреждений возможности и механизмы работы в новых условиях были созданы три методических площадки: на западе области - в Бузулуке, в центре - в Оренбурге и на востоке - в Орске. Подготовку на обучающих семинарах прошли 70% руководителей бюджетных учреждений.
На полгода раньше установленного федерацией срока – в декабре 2011 года – была завершена реализация 83 закона. В результате преобразований из 2927 учреждений только 200 обрели статус казённых, а 2727 стали бюджетными и автономными, что заставляет их работать именно на результат.
Сегодня реорганизация сети бюджетных учреждений продолжается в здравоохранении, образовании, социальной защите. Цель этой работы – повысить качество услуг, и результаты видны. Оренбургская область заняла 12-е место в России по результатам сдачи ЕГЭ, в регионе 162 выпускника - «стобальника», 21 победитель и призёр российских олимпиад. За достижение наивысших педагогических результатов в Оренбуржье ввели систему поощрения.
Повышение квалификации экономистов и финансистов, работающих в бюджетной сети, изменило качество управления - за последние три года кредиторская задолженность по областному бюджету не возникла ни разу, а в муниципальных образованиях области этот показатель снизился со 150 до 26 млн рублей. На три года вперед планируют свои бюджеты 42 из 44 муниципальных образований региона.
Инвестиции – в ЖКХ
Пополнять доходную часть бюджета позволяет активная инвестиционная политика правительства области, стратегия которого - привлечение инвестиций в экономику региона. Поскольку их рост напрямую влияет на увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, повышение уровня и качества жизни оренбуржцев, результативная инвестиционная политика это часть эффективного государственного управления, о котором как раз и говорилось на заседании Госсовета.
В 2011 году в развитие экономики и социальной сферы области инвестировано 113 млрд. рублей, что лишь на 0,3 % превысило уровень 2010 года. В прошлом году рост инвестиционной активности поднял уровень вложений сразу на 25% - до 151 млрд. рублей. Кстати, это наилучший показатель за последние пять лет.
Дефицит бюджета – «враг» инвестиционных проектов, но все же многие из них осуществимы – на принципах государственно-частного партнерства. Например, в сфере ЖКХ, где уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры сегодня составляет 56,6 %. За последние три года объем инвестиций в отрасль превысил 2 млрд. рублей. Заменена часть устаревших систем инженерных коммуникаций и энергоёмкого оборудования, проведена модернизация теплового хозяйства. Область не только завершила отопительный период 2012- 2013 годов без серьезных сбоев и аварий, но и впервые добилась стабилизации задолженности по оплате за потребленные предприятиями ЖКХ энергоресурсы.
В ближайшей перспективе на основе государственно-частного партнерства в Оренбурге планируют создать сразу несколько социальных объектов: многофункциональный театральный центр для детей и молодежи, дворец водных видов спорта, а также центр музыкальных искусств. Губернатор убежден, такие проекты это точки роста, вокруг которых не только формируются новые предприятия и создается более высокий уровень социальных услуг, но и складываются особые общественные отношения.
Вернуть долги – досрочно
Стимулировать инвестиционную деятельность в регионе с помощью предоставления преимуществ – обычная для Оренбуржья практика. Только в 2013 году инвестиционные договоры в регионе заключили с шестью предприятиями, совокупный инвестпортфель по которым составил 28 млрд. рублей. В результате предоставления налоговых преференций «потери» налога на прибыль исчисляются 2,5 млрд. рублей, которые перекрываются впятеро большей суммой гарантированных налоговых платежей - 12,2 млрд. рублей.
Кстати, Законодательное собрание в первом чтении приняло проект закона о создании инвестиционного фонда Оренбургской области. Кроме того, бюджетные инвестиции осуществляются в рамках адресной программы, которая отличается прозрачной процедурой включения, едиными формами мониторинга и отчётности.
Для того, чтобы организовать постоянный контроль за тем, насколько с грамотно и рачительно используются бюджетных средств в регионе, создается самостоятельный орган – Министерство финансового контроля. Одна из его задач - жёсткий контроль за исполнением Федерального закона № 94 (о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд).
Чтобы не откладывать на завтра то, что можно и нужно сделать сегодня, в регионе прибегают к заимствованиям. Невысокая стоимость бюджетных кредитов позволяет своевременно решать самые разные задачи – например, начать ремонт какого-либо объекта, не дожидаясь конца года – традиционного времени поступления финансов. К тому же социальная нагрузка, которую несет региональный бюджет, высока. Покрыть дефицит позволяют привлеченные через выпуск государственных облигаций Оренбургской области средства. Сейчас региональный долг составляет 37,5% собственных расходов, что ниже, чем в большинстве субъектов страны. А своевременное, а довольно часто и досрочное погашение долга существенно сокращает расходы на его обслуживание.