Сегодня у нас «более модными» считается решение проблем материнства и детства. Безусловно, эти вопросы важны, так как во многом определяют уверенность в стабильном будущем. Однако участниками «круглого стола» было точно подмечено, что нарушив связь поколений, мы можем превратить будущее в «колосса на глиняных ногах». Справедливость данного предположения подтверждает хотя бы тот факт, что Россия, к сожалению, занимает лидирующие позиции в мире по количеству самоубийств среди молодёжи.
Да, в последнее десятилетие в стране наблюдается снижение количества суицидальных попыток (с 42 человек на 100 тысяч населения до 23,4). Однако в нашем регионе, по информации областного Минздрава, этот показатель по-прежнему остаётся выше среднероссийского: он сократился с 57 до 34 человек на 100 тысяч. При этом нельзя забывать, что даже один отдельно взятый случай - это большая трагедия. «Поколение next» просто не знает, куда приложить свои силы, умения, и идёт по пути «наименьшего сопротивления», сводя счёты с жизнью. Помочь молодёжи найти себя может именно старшее поколение.
Нужен, если сам себя загрузишь?
Сегодня по-прежнему нельзя говорить о том, что у нас «старость - в радость». Причём как с экономической точки зрения (пенсии государство поднимает, а вместе с ними опережающим темпами растут цены на продукты первой необходимости и товары, которые вносят в нашу жизнь комфорт), так и с моральной. Представители старшего возраста чувствуют себя или невстроенными в социум, или вовсе «лишними людьми».
Речь идёт как об участниках Великой Отечественной войны, которые вынесли это тяжкое испытание, взвалили на свои плечи восстановление послевоенной разрушенной экономики, так и о тех оренбуржцах, которые выходят на пенсию в наши дни. Большинство из «молодых пенсионеров» получило хорошее образование, они ещё полны сил, идей, но уже отправлены на заслуженный отдых.
В области, как заметила министр социального развития Оренбургской области Татьяна Самохина, «каждый пятый житель относится к категории нетрудоспособного возраста». В областном центре и того больше - около четверти населения - так называемое «старшее поколение». Однако в Оренбурге многие ветераны и пенсионеры не чувствуют свою «общественную бесполезность»: они активно включаются в контроль над качеством ремонта объектов ЖКХ, становятся «Народными контролёрами», усмиряющими «аппетиты» торговых предприятий и предпринимателей.
Иная ситуация в мелких населённых пунктах области, особенно тех, откуда молодёжь почти в полном составе уезжает. Тут пожилые невольно ощущают себя одинокими. Но при этом, как заметила управляющий Оренбургским региональным отделением Фонда Ольга Хромушина, «старики из сельской местности не хотят переезжать в дома для престарелых, расположенные в крупных городах. Они привыкли к своей малой родине, где всё знакомо. Они неуютно чувствуют себя в многокоечных интернатных учреждениях». А таких домов, какой на днях открыли в Воронежской области (первые «квартиранты» сравнивают условия проживания по уровню комфортности с хорошей гостиницей. - Ред.), у нас нет…
От «дожития» - к жизни
Кроме того, пожилые сталкиваются ещё с целым рядом проблем различного характера. Ветераны Великой Отечественной не могут рассчитывать на улучшение жилищных условий, потому что их «дышащее на ладан» жильё оказывается по метражу на пару метров больше нормы. Инвалиды Оренбуржья никак не дождутся «шагающих колясок», которые уже давно изобретены талантами из Санкт-Петербурга, до сих пор не сертифицированы. А ведь эта техника существенно бы упростила попадание маломобильных граждан в музеи, театры, здания которых обычно являются памятниками архитектуры, а, значит, исключают серьёзную реконструкцию, направленную на равнодоступность объектов соцкультбыта для всех категорий граждан.
Труженики тыла, которых приравняли к ветеранам войны, ничего, кроме громкого звания, не имеют: льготы, что получают фронтовики и их вдовы, им почему-то не положены.
Назревает ещё ряд проблем, на которых остановились участники «круглого стола». Одна касается коммуналки, а именно обязательной установки счётчиков. Если с водяными вопрос не столько затратен по времени и деньгам (можно выбрать установщика по своему усмотрению), то газовые обойдутся в копеечку, да и времени «съедят» немерено (альтернатив единственному монополисту, получившему разрешение на установку газовых счётчиков в регионе, нет).
Другая проблема - финансовая. Она связана, во-первых, с увеличением «времени дожития». Как мог такой чудовищный термин родиться в головах чиновниках? Хотя вопрос в другом: что позволяет думать, что с 2013 года наши сограждане после выхода на пенсию будут в среднем жить ещё 19 лет (сейчас этот показатель равен 14 годам)? Получается «по бумагам», старики превратятся чуть ли в не бессмертных (хотя сегодня средняя продолжительность жизни мужчин в стране - 59 лет, женщин - 72 года), а на деле после деления заработанной пенсии на большее количество месяцев будут просто меньше получать.
Однако это вопрос долгосрочного будущего. А в следующем году финансовое благополучие пенсионеров может пошатнуть другая недоработка. С 2012 года на заслуженный отдых начнут уходить женщины, попавшие в категорию людей, которым формировалась накопительная часть пенсии. Но, несмотря на то, что пенсионная реформа насчитывает почти десяток лет, механизм выплат этой части пенсии до сих пор не утверждён. И в план первоочередных работ Госдумы на осень этот документ не внесён...
ОТ РЕДАКЦИИ
Получается, что, несмотря на миллионы рублей, выделяемых области на создание комфортной среды проживания, помощь социально ориентированным некоммерческим организациям, громкие обещания на различных уровнях власти многие оренбургские старики, как и большинство их «российских коллег» по возрасту, не скоро смогут жить в удовольствие. Хотя… Нет законов, механизмов, чётких проектов, зато есть энтузиазм у самих пожилых. Несмотря на возраст и своим недугам вопреки, они нередко заражают оптимизмом более молодое поколение, хотят и умеют творить - писать и вышивать картины, вырезать поделки из дерева, вязать, петь, танцевать и дарить свою любовь детям и внукам…