- Я не первый, - уточняет Михаил Фёдорович. - Почти все родственники по маминой линии учителями были: дед Яков Олейник, родные и двоюродные братья и сёстры. Я вначале выучился на стрелка-радиста, семь лет в Оренбургской лётке на бомбардировщике отработал. Но, как семьёй обзавёлся и уехал в Ташкент, услышал «зов крови». Сначала педучилище, а потом и пединститут окончил.
В учителях с рождения
Свою тягу к педагогике пять дочерей Михаила Фёдоровича объясняют по-разному.
- Выбора просто не было: с самого рождения «варились» в учительской среде, - отшучиваются младшая Татьяна, школьный учитель технологии, и средняя Любовь, преподающая экономические дисциплины в Оренбургском колледже.
- Папа нас часто брал на уроки, к семи годам в школе мы уже были «своими», - вспоминает старшая Вера, учившая детей биологии в Степановской школе. - В классе пятом я уже фантазировала, какие у меня будут ученики, какой кабинет, парты, цветы в нём.
- Учитель в Узбекистане был почти полубогом, - смеётся вторая по старшинству Надежда, преподаватель технологии и географии Степановской школы. - Это в 90-е, когда мы приехали в Россию, я узнала, что за пределами школы ученики могут пройти не поздоровавшись. Но тогда я уже «болела» педагогикой: в Ташкенте работала на заводе, а тут Вера - в то время директор школы - взяла «по блату» трудовиком. Мне с детьми заниматься понравилось.
- Им с тобой тоже, - поясняет Вера Михайловна. - У нас труды преподавали всё какие-то случайные люди. А я знала, как Надя вкусно готовит, прекрасно шьёт и вяжет. Кто моих девочек научит этому лучше, чем она?
Семья решила - уезжаем
- Мы никогда с мужем не ругались, - вступает в разговор Нина Николаевна. - Зятья, внуки и правнуки приходят, тоже ни одного недоброго слова.
- Представляете, мы за всю жизнь с Ниной (7 ноября они отпразднуют «бриллиантовую свадьбу». - Ред.) даже толком ни разу не поссорились, - вздыхает, хитро улыбаясь, Михаил Фёдорович. - Это потому, что я её с первого взгляда полюбил. Видная девушка была, фигуристая, с толстой длинной косой.
- Папа тоже не промах был: статный, в лётной форме, с усиками, - показывают дочери старые семейные фотографии. - Говорят, перед их красивой парой все в клубе расступались - место давали для «манёвров».
- Сколько папа домой ребятишек без роду, без племени приводил, - вспоминает Вера Михайловна. - Несколько лет с нами жил казахский мальчик Шарбай. Потом были другие. Дети тянулись к папе с мамой - чувствовали, что их считают пусть и маленькими, но людьми.
Если бы после распада Советского Союза в Узбекистане не начались конфликты на национальной почве, семья педагогов никогда бы оттуда не уехала.
- Нас вроде они и не касались, но всё стало как-то острее восприниматься. Мы не стали дожидаться, когда до нас очередь дойдёт, - вспоминает Татьяна Михайловна. - У нас с мужем долго детей не было. Мы очень ждали ребёнка. Вот он долгожданный родился, и его обижать будут?
На семейном совете было решено ехать на родину папы - на Украину. А там через пару лет история повторилась: местные тоже вдруг «перестали понимать по-русски»… Семья отправилась на родину мамы - в Оренбургскую область.
Приятные воспоминания
Валентина Михайловна после работы в Зауральной школе захотела попробовать себя на ином поприще - подалась в чиновники. А когда в Оренбурге организовали первое президентское кадетское училище, и ей предложили поработать с детьми, ни секунды не раздумывала.
- Теперь в кадетке и днём, и ночью пропадает. Живёт там, - шутят сёстры. - Вот и сейчас все в сборе, а она на работе. Потому что это её.
- Своё дело надо любить, - говорит Татьяна Михайловна. - Для меня было счастьем, когда мои дети занимали первые места в олимпиадах.
- Приятно, когда дети в институт поступают, приезжают на каникулы и говорят: «Мне даже дополнительно к вступительным экзаменам не пришлось - знаний, полученных на ваших уроках, хватило, - добавляет Любовь Михайловна.
- А мне дети на 55 лет подарили альбом с фотографиями и пожеланиями, по которым можно «прочитать» все наши совместные годы в школе. Всем классом пришли поздравить. Это ли не лучшая награда? Иногда смешно становится, когда дядя с сединами в висках (с первыми выпускниками разница была всего шесть лет. - Ред.), как мальчишка прячет сигарету, - смеётся Вера Михайловна. - Привычка срабатывает - навстречу его учитель идёт! Вот какое уважение!
- Просто любить детей надо, относиться к ним с добротой. И учить, как играть на гитаре - не по нотам, а с душой, - подытоживает музыкант, танцор и учитель от бога Михаил Фёдорович.