Именно он стал гостем нашего номера накануне самого светлого праздника современной России - Дня Великой Победы.
Квартирный вопрос
- Виктор Иванович, самый острый вопрос. Ещё 4 года назад Владимир Путин, будучи тогда премьер-министром, пообещал полностью решить жилищный вопрос ветеранам. Можно ли говорить, что эта тема в нашем регионе теперь решена?
- На ваш вопрос можно ответить и «да», и «нет». Дело в том, что правительственные распоряжения касались только тех, кто подал заявление и был признан нуждающимся до 2005 года. И здесь я могу заявить ответственно: абсолютно все ветераны из этой очереди на сегодня обеспечены жильём. То есть поручение Владимира Путина исполнено.
Однако уже после 2005 года поступали заявления от участников боевых действий Великой Отечественной войны и тружеников тыла в части улучшения жилищных условий. Исполнены они, к сожалению, не все. На начало мая в очереди стояли 220 человек, так что сказать, что абсолютно все ветераны у нас живут в нормальных условиях, я не могу.
- Почему же опять образовалась очередь?
- Потому люди переезжают из деревень в город, там продают дома, а здесь живут теперь с детьми. Или, наоборот, к ветерану в полученную им квартиру подселились дети-внуки, раньше он один или вдвоём с женой жили на 40-50 кв. метрах, нуждающимися не числились, а теперь там по 7-9 человек прописано. А кто-то, возможно, просто не успел тогда, в 2005 году, подать заявления.
- Но где же гарантия, что своих ветеранов ушлые родственники не будут «использовать» и дальше для получения жилья? Заставят дедушку или бабушку опять продать квартиру или прописать внуков, и - снова в очередь на улучшение…
- Нет, закон чётко обозначает, что в течение пяти лет после получения жилья человек не может снова быть признан нуждающимся…
Кстати, должен отметить, что подобная ситуация ведь складывается в нашем городе не впервые. В 1989 году, в городе Оренбурге последнему ветерану их очереди на жильё предоставили квартиру. Как раз в этот год был сдан многоэтажный дом возле бывшего магазина «Океан» на Советской. Он практически целиком предназначался участникам войны. Но жилищный вопрос, как видите, и сегодня остаётся актуальным.
Не забывайте ветеранов
- Какие ещё проблемы остро стоят перед ветеранами?
- Громадная проблема для нас, например, ситуация в отдалённых, полузаброшенных сёлах. Там ни медицинской, ни социальной помощи, а ведь для ветеранов, которым сегодня уже под 90 лет, это чрезвычайно важно! Да что там врачей и соцработников - соседей зачастую - и тех не осталось, одни заколоченные хибарки стоят…
Мы сверяли списки перед праздником Победы - у нас в области непосредственных участников боевых действий осталось всего чуть более 3000 человек. А ведь ещё четыре года назад, перед юбилейной 65-ой годовщиной, их было почти вдвое больше. Время, увы, не щадит никого, и живые герои той страшной войны, к огромному сожалению, уходят в вечность…
- Можно ли как-то помочь тем, кто живёт сейчас в таких отдалённых сёлах?
- Помогать можно и нужно, причём немедленно! Наш Совет ветеранов неоднократно выходил с инициативой - принять соответствующий закон, который решил бы проблему проживающих в малочисленных сёлах пенсионеров, инвалидов и ветеранов. Но единого решения пока так и не принято.
- А что, по-вашему, не хватает сегодня нашим ветеранам?
- Конечно же, внимания и заботы. Мы ведь вспоминаем о них лишь накануне праздника, а потом, на целый год - забываем. Раньше ведь как было? По профсоюзной линии, с производства обязательно проводили встречи, поздравляли с 9 мая, дарили подарки. Сегодня и предприятий уж тех нет, и профсоюзы не те, что раньше. Кончено, есть помощь от органов соцзащиты, выплаты… Но гораздо важнее для ветеранов простое человеческое участие. Его ведь ни за какие деньги не купишь.