Каждый день пенсионерки Марии Афанасьевны Емельяновой начинается в 6:30 утра: нужно бросить зерна курам и петушку, выгнать на лужок пастись гусей, дать свежих капустных листьев двум козам и не забыть о трёх кошках. Казалось бы, типичное утро деревенского жителя. Вот только третий год живёт семья в черте города, без удобств, на собственной даче.
Коренные горожане, Мария Афанасьевна с мужем Вячеславом Прокофьевичем и подумать не могли, что под закат жизни судьба «припрёт» переселиться на пять соток в садовом товариществе «Магистраль», в массиве Ростоши-1. Ирония судьбы: через дорогу, буквально в пятистах метрах строится роскошный коттеджный посёлок, с газом, канализацией и водопроводом. А всё, что под старость заслужили пенсионеры, кстати, оба - ветераны труда, удобства на улице, крошечная банька (которую Вячеслав Прокофьевич сложил собственными руками) да кудахтающее и бодливое хозяйство.
Ипотечная кабала
- Многие умиляются, глядя, как мы с дедушкой обустроились тут, на дачке - мол, свежий воздух, тишина и покой. Но это только тем так кажется, кто на дачу приезжает по субботам, шашлык пожарить да лучок для удовольствия пощипать, - рассказывает Мария Афанасьевна. - Не от хорошей жизни мы сюда переселились - нужда да острый жилищный вопрос нас заставили сбежать из города.
Емельяновы - отнюдь не бездомные. У них есть городская квартира - крошечная угловая «хрущёвка», где до недавнего времени ютились три семьи, всего шесть человек.
- У дочери ребёнок, сын женился и тоже маленький у них родился. Скоро сноха нас обрадует третьим внуком, - говорит хозяйка загородной фазенды. - Сами понимаете, так жить невозможно было, и мы с дедом посовещались, покумекали - и решили съехать на дачу, огороду нас в Ростошах уже много лет. Сначала вроде как только на лето, а потом остались и на зиму...
Из подручного материала, из подобранных на свалке старых досок, выброшенных рам и дверей, размешивая саман и таская песок с ближайшего отвала, Вячеслав Прокофьевич обустраивал свою крошечную дачку, готовил её к зиме. Сложили печурку, пристройку-кухоньку, постепенно возвели мансарду. Зимой хоть и холодно бывает, приходится иногда в одежде спать - зато детям в «хрущёвке» хоть вздохнуть можно.
- Все призывают рожать больше, мол, население вымирает - а как тут родишь? - разводит руками дачница. - Сын работает в милиции, в охране - 15 тысяч зарплата. Сноха на «частника» трудилась, официально получала 5 тысяч. С такими доходами об ипотеке можно и не мечтать. Да и ипотека эта - чистый грабёж: берёшь в долг денег на одну квартиру, а отдаёшь - как на три.
Нет квартиры - нет льгот
Впрочем, Емельяновы на тяготы сельской жизни не жалуются. Оба получают пенсию, а хозяин ещё и подрабатывает посменно сторожем в гараже. Какой-никакой доход приносит и подсобное хозяйство: молоко покупают соседи, да курочки радуют свежими яйцами на завтрак. Вот только государство о «вынужденных переселенцах» забыло напрочь - ни льгот теперь им не положено, ни субсидий.
- Мы как ветераны труда получали по 700 рублей денежной компенсации на коммунальные услуги, - рассказывает Мария Афанасьевна. - Теперь лишились всего. Газ заправляем в баллоны по цене 660 рублей, дрова на зиму собираем сами. Чиновники говорят - вот если бы вы дрова покупали, то тогда была бы вам скидка. А раз не покупаете - то и льготы не положены. Дед мой ходил, ругался - а ему в ответ: вы ж сами на природу решили перебраться! Возвращайтесь в квартиру, тогда и субсидии вернём.
Хотели купить угля, говорят, льготникам три тонны на зиму положено - но его никто не продаёт, только по рыночной цене. Плюс доставка, плюс погрузка-разгрузка - нам такие цены не осилить. Так и приходится топить теми «огрызками», что найдём...
Цивилизация по соседству
Летом дачная жизнь ещё вполне сносная, а вот зимой это - сплошное мученье. Воды нет, садовое товарищество отключает насосы в октябре. Приходится топить снег да привозить питьевую на машине. Транспорта в Ростоши тоже нет - надёжа только на старенькую вазовскую «семёрку» Вячеслава Прокофьевича да цепи противоскольжения в густой снег. Или топать на лыжах через поле добрых полтора километра до Ростошей - ближайшая остановка автобусов только там. Случись что - ни «Скорая», ни пожарная в пургу до дачного массива не доедут. Хорошо хоть, сотовая связь есть, можно звонить детям.
Отсутствие удобств и цивилизации было бы не так обидно, если бы буквально через дорогу от домика Емельяновых не тянули газ, и централизованный водопровод. Здесь идёт строительство нового элитного коттеджного посёлка. Однако СНТ «Магистраль» не повезло - это только во время визита в Дубки президент России Дмитрий Медведев распорядился протянуть дачникам газ. В Ростоши-1 он, увы, не заехал. Так что удовольствие газификации пенсионерам будет стоить около 150 тысяч, а круглогодичного водопровода - ещё в 80. Таких денег они отродясь не видали, но готовы терпеть неудобства, лишь бы вольготно жилось детям.
- Мне очень обидно, что для простых людей мечта о собственной квартире, собственном доме так до сих пор остаётся несбыточной, - сетует Мария Афанасьевна. - Обидно, что для дорогущих коттеджей находятся деньги и на газ, и на хорошие дороги. А для простых людей, у которых есть свой кусочек земли и желание построить нормальный дом, есть только налоги и поборы, да ещё и льгот лишают...
От редакции.
Парадокс! Год от года власти выдумывают программы «доступного жилья», строят посёлки вроде экодольев и заречьев. Но только цены там в итоге оказываются «космическими»: 3-4 миллиона за дом - разве эту сумму «потянет» средняя оренбургская семья?
С другой стороны, в городе сегодня насчитывается более 120 тысяч дач, добрая половина из них могла быть застроена жилыми домами, нужно лишь создать там жилую инфраструктуру.
Вот только если все, как Емельяновы, переселятся на дачи - кто же будет брать драконовскую ипотеку и выворачивать карманы за «элитные дома»?