Примерное время чтения: 13 минут
422

В окружении слабого пола. Как воспитать защитника Отечества?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ в Оренбуржье 21/02/2018
Зарница – одна из популярных военно-патриотических игр.
Зарница – одна из популярных военно-патриотических игр. / Ника Кудряшова / АиФ

В стране с 90-х годов нет официальной идеологии, современные дети кардинально отличаются от тех, что росли в Советском Союзе и еще 20-30 лет назад. Кто и как сегодня занимается патриотическим воспитанием, возможно ли воспитать мужчину без отца, можно ли научить сегодня любить Родину, разбирался корреспондент «АиФ Оренбург».

Как «подняться по жизни»

От армии сегодня люди не «откашивают», как прежде.

- Тех, кто желает отдать воинский долг сделать становится больше. К счастью, в нашей стране нет необходимости призывать в армию всех подряд. Вооруженные силы у нас формируют по смешанному принципу - из тех, кто служит по контракту, и срочников, причём первых сегодня довольно много. Именно поэтому в военкоматах есть возможность буквально выбирать тех, кто станет солдатом, - говорит председатель оренбургского отделения ДОСААФ России Владимир Крохмалюк.

Такое положение объясняется, тем, что армия стала другой. Вряд ли дело в возросшей любви к своей Родине у молодых людей.

- В Советском Союзе работала пропаганда. Все с детства слышали слова «Защита Отечества», герои были на слуху, и это действовало. Сегодня дети другие. Это новое поколение, выросшее в условиях достижений техники, когда всегда можно узнать альтернативные мнения. Многих воспитывали родители, сами не определившиеся в мире, потому что выросли во времена потрясений, кризисов и падения нравов. Поэтому молодёжь сейчас не однородная. Кого-то воспитали в прежних нравственных традициях, кого-то в духе паразитизма. И часто на фоне деградирующей молодежи герои духа, как Прохоренко и Филиппов, выглядят как цветы на помойке, - говорит реконструктор исторических сражений в детских лагерях Максим Волков. – Понятие «защита Отечества» не особо работает для современных подростков. Нужно менять метод. Я делаю упор на психологию, мужское самосознание мальчишек. Ищу, что может заинтересовать большую часть парней. А им всем интересно «подняться по жизни». И я преподношу им службу в армии как прекрасную возможность получить психологические возможности для самореализации.

Последний оплот

- Школа и дополнительное образования на данный момент являются последними оплотами воспитания. Дома родителям некогда заниматься детьми, потому что они заняты поиском денег, только редкие дедушки и бабушки ещё пытаются воспитать внуков, но они люди другой формации, и поэтому им тяжело выполнить такую миссию, - поясняет скаут-инструктор, учитель ОБЖ подмосковной школы Владимир Васильев. - Школа прививает любовь к Родине через изучение истории, географии, открытий наших ученых. Современный подросток сегодня - социальная сирота, имеющая права, но не имеющая никаких обязанностей, ничего не желающее делать (это я про массу), хотя и из этой массы всегда необходимо выделять умных, талантливых, хорошо воспитанных детей, однако их меньше. Но одна школа без помощи общества и государства не справится. СМИ и отсутствие четко действующей патриотической идеологии бьёт по всем попыткам возрождения патриотизма. Что идет по ТВ? Какие блоги популярны в Интернете? Шлак. И выбрать подростку практически не из чего, либо альтернатива скучна и сера. Во времена СССР же у ребенка был выбор только позитивный: посмотреть «Вокруг света» или «В мире животных», «Очевидное невероятное» или «Клуб кинопутешествий». О чем и ком пишут и показывают современные СМИ? Коррупция, чиновники, олигархи, преступники и т.д. А раньше писали о людях трудовых профессий: колхозник, врач, сталевар, шахтер. Сейчас они стали людьми второго сорта - не успешными, презираемыми.

В стране множество организаций, которые ведут военно-патриотическую подготовку: от кружков при ДОСААФ до кадетских училищ. Однако именно школа по-прежнему играет наибольшую (качественную) роль в воспитании детей. В Оренбуржье действует около 51 казачьих кадетских класса и открываются отряды Всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» (в областном центре их 30). Атаман Оренбургского отдельского казачьего общества Сергей Слепов признавал, что казачьи классы не объединены общей программой, и пока нет единой методики образования, не может быть единого направления в развитии. Всероссийское движение «Юнармия» при Министерстве обороны РФ было создано в 2016 году. Оно объединяет многочисленные и разнородные патриотические организации страны. Наряду с военной подготовкой, здесь занимаются культурно-историческим и лидерским направлением. Руководители движения заявляют, что у членов организации есть возможность использовать базу министерства обороны и участвовать во всероссийских мероприятиях. Поживём – увидим. Если это, действительно, так, то это даёт неплохие возможности для таких клубов, ибо материально-техническая база современных школ не позволяет на должном уровне заниматься с детьми, кого привлечёшь устаревшей винтовкой? Бывает, в школах нет даже макета автомата Калашникова. Ту же форму обычно родители приобретают за свой счёт. Устарели информационные стенды.

Чем занимаются в казачьих классах?

- Наша Молодёжная казачья организация «Есаул» ведёт два казачьих класса (в Оренбурге и Оренбургском районе). Это не какое-то особое образование, это дополнительные компоненты к образовательной программе. Основными являются история казачества, история России (на основе конкретных имён наших великих соотечественников и памятных событий). В казачьих кадетских классах не все дети казачьего рода, но мы не видим в этом проблемы. Мы не «оказачиваем» детей, мы лишь пытаемся сказать им: Россия - наш дом, Россия - наша земля, и если мы не будем любить наш дом, уважать всех с кем мы живем под общей крышей, то всегда найдётся тот, кто полюбит его и заселит вместо нас. И да, мы упоминаем, что одной из основ для казака является православие, но насильно никого креститься и ходить в храм мы не заставляем, лишь предлагаем. И мы видим, что дети сами проявляют к этому интерес. У нас, у России, свой путь, свои традиции, свои ценности. Они не лучше и не хуже других. Они просто свои, - рассказывает руководитель «Есаула» Дмитрий Гнедаш. - Также проводятся занятия по начальной военной, строевой, дополнительной физической подготовке, изучаем традиционное казачье оружие как дань предкам и одну из связей поколений. Изредка, по желанию детей, проводим встречи со священнослужителями. По итогам года кадеты для перевода на следующий курс сдают что-то вроде экзаменов. Они отвечают на билеты (вопросы в билетах по начальной военной подготовке, истории Оренбуржья, истории казачества, теория строевой подготовки), а также экзамен на физическую подготовку. Нормативы мы выдумывать не стали, а просто применяем нормативы для сдачи норм ГТО.

Дама с шашкой

Не менее серьёзной проблемой, чем слабое финансирование, является личность педагогов.

- Прежде всего, важен авторитет тренера или руководителя, вся подача информации должна быть на примерах, преподаватель должен быть вовлечён в процесс воспитания, с любовью и огромным желанием относиться к делу, любить детей, это искусство от которого зависит качество воспитания, поэтому первое и самое главное - это личность преподавателя. Также должна быть вовлечённость родителей и учителей, - говорит протоиерей Александр Азаренков, ранее бывший тренером по самбо в Беляевке и подготовивший призёров международных турниров.

Дело в том, что в школах сегодня в основном работают женщины. Они же, как правило, и возглавляют патриотические кружки или клубы. При этом большинство детей растёт без отцов, и выходит, что школьники окружены одним «слабым» полом. К тому же, какой образ женщины сложится у этих ребят, где она везде с шашкой на коне - и дома, и в школе?

- Научить быть мужчиной мальчика может только мужчина, иначе вырастет женоподобное существо с мужскими половыми признаками, не имеющее понятия ни о чести, ни о достоинстве, ни о долге, ни об ответственности. Женщины не могут этому научить. В женской среде даже слышал такое определение - мужчинка. Воспитанием мальчика должен заниматься мужчина. Если это не отец, то ребёнка можно отдать в секции или кружки по его интересам, желательно с хорошим тренером, мастером, руководителем. Отправить туда, где он сможет закалить свой характер, ведь мужские качества приобретаются при преодолении трудностей, почувствует свободу выбора и тяжесть его ответственности, обретёт самостоятельность, - комментирует Владимир Васильев. - Самое главное, что должна помнить такая мать - перед ней не ребенок, а маленький мужчина и за него не надо излишне хлопотать и оберегать его. С ним надо советоваться, уважать его, обсуждать серьёзные вещи, просить помощи, и в некоторых ситуациях доверять ему, давать делать выбор.

КОМПЕНТЕНТНО

Для подростков «защита Отечества» - пустой звук

Руководитель Спортивно-патриотического клуба «Имени святых вмч. Димитрия и мч. Нестора Солунских», тренер по смешанным единоборствам Андрей Кондрашов

- Слова «защита Отечества» для современных подростков - пустой звук. Отечество для них - это территория, на которой они проживают, и защищать они её точно не собираются. Их это не цепляет. Просто старые методы воспитания устарели и уже не эффективны.

В школе, в целом и в обществе делается на сегодня недостаточно, так как нет общей идеологии и, что такое Родина, не ясно. Для каждого Родина – это что-то своё. В героях у молодёжи сегодня в основном персонажи игр, кинофильмов, успешные люди. У многих идеалов вообще нет, потому что ребята зациклены на себе. Вырастить настоящего мужчину из мальчика можно, только воспитывая любовь и уважение к ближнему. Я постоянно разговариваю с учениками, объясняю, что люди – творения Божии, и должны вести себя соответственно. Но в первую очередь ценности, о которых я говорю, они должны увидеть во мне.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Без примера мужчины

Психолог Светлана Якушева

- Сегодня многие семьи без отцов. Отец для ребёнка становится наглядным примером того, как должен вести себя настоящий мужчина. У детей из неполных семей образ мужчины обычно собирательный. Без отца может вырасти мужчина. Это произойдёт, если в среде воспитания мальчика будет присутствовать образец настоящего мужчины (близкий родственник, тренер, учитель), также примером для подражания могут выступать герои книг, фильмов. Главное, чтобы мама мальчика не пыталась сама стать «отцом» для своего ребёнка, в этом случае искажаются оба образа родителей. После развода не рекомендуется переносить свои неприятные чувства к мужу на отношения между отцом и сыном и препятствовать этим отношениям. Главное, что требуется от матери маленькому мужчине - это поддержка и любовь. Общие рекомендации сводятся к формированию общепринятых качеств, определяющих понятие «мужчина», например, ответственность, самостоятельность, благородство и пр. Например, объяснив ребёнку, что слабые нуждаются в помощи и поддержке, вы укрепите благородство и чувство сострадания (в этом случае, вопрос о том, чтобы уступить место в автобусе или помочь бабушке перейти через дорогу не будет колебать такого ребёнка); поручив посильное задание, ребёнок научится ответственности, а если вы предоставите ему возможность выбора, то у ребёнка сформируется ответственность за свои решения и поступки. Конкретные же рекомендации зависят от индивидуальных особенностей, таких как возраст ребёнка, обстоятельств, при которых он остался без отца, психологических особенностей матери, финансовой составляющей семьи и т. п. Если у мальчика сформировать понимание того, что противоположный пол слабый и его надо беречь, то вопрос защиты Отечества тоже отпадает.

МНЕНИЕ

Председатель оренбургского отделения ДОСААФ России Владимир Крохмалюк: 

- Конечно, армия и всё, что с ней связано наиболее ярко иллюстрирует патриотические моменты в жизни. Но чтобы развить в детях чувство любви к Родине, не обязательно отправлять его на преодоление военизированной полосы препятствий. Все это можно делать и в спортивных секциях, и в кружках по авиа- и судомоделированию, и в авиаклубах, через картинг и даже через автошколы. Такие занятия позже пригождаются парням при службе в армии. А начинается все с простого интереса, с привлечения молодежи через то, что нравится им, а в итоге может сослужить хорошую службу в армии.

Учитель, скаут-инструктор Владимир Васильев

Любовь к Родине может вырасти из семейных корней пророщенных через всю историю твоей Родины, через осознание, что это твоя земля, за которую воевали и проливали кровь твои предки. Чувство хозяйствования на своей земле - вот что может вырастить патриотизм. Вклад твоей семьи в историю твоей страны, понимание, что ты здесь не гость, а хозяин.

При этом вражда государств, которая проповедуется в СМИ, играет не на патриотизм, а на агрессию. Патриотизм – это любовь к Родине, а любовь и агрессия – вещи не совместимые.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах