Примерное время чтения: 16 минут
11070

Страстная неделя. Пройти путь Христа

Сюжет Светлая Пасха
Именно так представлял Страсти Христовы неизвестный нидерландский художник XV века.
Именно так представлял Страсти Христовы неизвестный нидерландский художник XV века. Commons.wikimedia.org

Само понятие «страстная» возникло от слова «страдание» и помогает каждому христианину пройти весь путь последних дней жизни Христа, прикоснувшись к Его страданиям и поразмыслив о своем месте в этой жизни. Во время это недели вспоминаются Тайная вечеря, суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа.

Вот слова из одного из Пасхальных посланий епископа Орского и Гайского Иринея: «Но пусть каждый задумается ныне: «Достойный ли я последователь Воскресшего ради меня Господа Иисуса Христа, свидетельствуют ли мои поступки, что на самом деле я люблю Бога, стал ли я примером благочестия для ближних?». Дай Бог, чтобы наша жизнь стала зримым подтверждением Правды Вечной. Только личное изменение каждого человека и есть залог общей победы и преображения всего мира. Невозможно изменить что-либо внешнее к лучшему, не трудясь над собой».

Крестная и Воскресная Пасха

Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей.

Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение.

Как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.

Во время Страстной недели пост бывает особенно строгим, и верующие стараются соблюдать его неукоснительно, чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа. Цель Страстной недели - максимально приблизить человека к пониманию того, что Христос совершил ради нас, духовно подготовить людей к радости Воскресения Христова.

Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи», свидетельствует св. Епифаний Кипрский.

Во время Страстной недели церковь не празднует дни памяти святых, а также не совершает поминовения усопших, обряды венчания и крещения.

Великий понедельник

 В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери.

Иаков узнает одежды Иосифа. Фото: Commons.wikimedia.org / Алексей Новоскольцев

Подготовка к Пасхальному празднику начинается уже с Великого Понедельника, в который верующие вспоминают притчу о засыхающей смоковнице как образе погибающего в грехе и не желающего раскаяться человека.

Этот библейский эпизод призывает к вере и воспевает великую силу молитвы. Великим смыслом наполнена притча о неправедных виноградарях, которые подразумевают собой толпу, призывавшую к распятию Иисуса Христа.

Великий вторник

Во второй день Великой Седмицы – Великий Вторник православные вспоминают о грядущем Страшном Суде и воскрешении мертвых. Библейская история рассказывает верующим о лживом обличье фарисеев, которые за показной набожностью скрывали свою злобу и бездушное отношение к людям.

Во вторник также вспоминается притча о десяти девах, намеревавшихся встретить своего жениха (подразумевается Второе Пришествие Иисуса Христа) с горящими лампами. Пятеро девушек заранее приготовили запас масла для светильников, а остальные не додумались сделать это. Поэтому, когда Небесный Жених (Божий Сын) пришел ночью, умные девушки встретили его с зажженными лампами и были забраны им в Царство Небесное. В то время как глупые девицы не попали в Царство Небесное, так как их лампы погасли и они побежали покупать масло. Мысль этой притчи – верующие должны всегда быть в духовном бодрствовании.

Притча о десяти девах.
Притча о десяти девах. Фото: Commons.wikimedia.org/ Неизвестный фламандский художник, сер. XV века.

Во вторник полагалось до рассвета делать «соченое молоко», т. е. смесь из растолченного конопляного или льняного семени, замешенного на воде, излечивавшего, по поверью, скот от всех болезней; в среду необходимо было делать «лечебное» пойло для скота из собранного по оврагам снега, смешанного с прошлогодней четверговой солью

Великая Среда

В Великую среду православные сравнивают два жизненных пути – раскаяние блудницы Магдалины, которая попала в Царство Небесное, и предавшего Иисуса Христа Иуды, который был предан духовной гибели. В этот день первосвященники Иудеи собрали совет, на котором было решено коварным способом убить Иисуса, а Иуда продал своего духовного Учителя за 30 серебрянных.

Испокон веков в Светлую среду на Руси народ собирал снег. Воду, образовавшуюся после его таяния, солили солью, оставшейся с прошлогоднего Святого Четверга и окрапляли ею скот и всю живность, тем самым защищая ее от болезней и зла.

Великий Четверг

Особенное значение у верующих имеет Великий Четверг, называемый чистым. Он символизирует собой телесное и духовное очищение человека перед праздником великой Пасхи.

В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю. В четверг Господь тайно созвал своих учеников в дом преданного ему человека, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. Пасху полагалось праздновать в пятницу вечером (то есть в субботу, но нужно помнить, что сутки в иудейской традиции начинались с вечера); в исключительных же случаях по закону можно было отпраздновать Пасху раньше, и Господь воспользовался этим. Именно на Тайной Вечере было установлено Таинство Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите (ешьте): сие есть Тело Мое». И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 26 - 28).

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фреска. 1495 - 1498 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Господь заповедовал всегда совершать это таинство, что и происходит во время каждой Божественной Литургии в храме.

Во время Вечери Иуда покинул трапезу и вышел, чтобы предупредить начальников иудейских о том, где удобнее арестовать Иисуса. После Тайной Вечери Господь с учениками пошли на Елеонскую гору, в имение под названием Гефсимания, где рос масличный сад. Там Господь Иисус, отойдя немного в сторону, пал на лицо Свое и стал горячо молиться: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матф. гл. 26, ст.39). Апостолов же в это время сковал сон. Трижды Господь будил учеников; когда же Он разбудил их в последний раз, в Гефсиманский сад вошла первосвященническая стража с Иудой. Тот поцеловал Иисуса со словами «Радуйся, Равви!» (то есть Учитель), тем самым дав знак стражникам, кого из собравшихся в саду нужно арестовать.

После ареста Иисуса отвели к иудейскому первосвященнику Каиафе, куда собрались книжники и старейшины; апостол Пётр следовал за Иисусом издали и вошёл во двор первосвященника, чтобы видеть, чем всё закончится. Первосвященник обвинил Иисуса в богохульстве, так как Он называл себя сыном Божиим; Его приговорили к смерти. После этого стражники начали издеваться над Иисусом, оскорблять и бить Его. В это время служанка во дворе спросила Петра: «И ты не из учеников ли этого Человека?» Пётр ответил: «нет». Будучи спрошенным во второй и в третий раз, Пётр также отрёкся от своего Учителя. В это время запел петух, и Пётр вспомнил слова Иисуса, сказанные ему после Тайной Вечери: «Прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречешься от Меня». Вышедши со двора, Пётр горько заплакал.

Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.

В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого. После литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин омовения (умовения) ног.

В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, омывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем.

В 2014 году 2 мая после Божественной литургии в Великий четверг Страстной седмицы его Преосвященством, Преосвященнейшим Иринеем, епископом Орским и Гайским, впервые в истории епархии был совершен чин умовения ног. Богослужение совершалось в храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывшем женском монастыре).

Чин омовения ног в Орске. Фото: Из личного архива

Чистый четверг связан с многими народными поверьями. Нужно встать рано утром, еще до рассвета, и сначала искупаться самому, а потом убрать свое жилище. Люди в этот день ходили на речку и окунались в воду в любую погоду, так как считалось, что такое омовение принесет здоровье и силу.

Из церкви верующие приносили зажженную свечу, которой выжигали на косяках дверей и окнах охраняющий крест. Целебными свойствами обладала «четверговая соль» - ее заворачивали в ткань, припекали в печи и хранили целый год. В подготовке к Пасхе в четверг хозяйки начинали печь куличи, красили яйца и также украшали жилище.

Страстная Пятница

Особой скорбью наполнена Страстная Пятница – день воспоминания о распятии Иисуса Христа, его муках и смерти.

В пятницу утром Иисуса привели на суд к римскому правителю, правящему в то время в Иудее, Понтию Пилату, так как приговор иудейских начальников должен был утвердить именно он. После того, как Пилат допросил Иисуса, он сделал неожиданный вывод: «Я не нахожу вины в этом Человеке». Затем Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, отослал Его на допрос к правителю Галилейской области Ироду Антипе. Но тот, попытавшись допросить Иисуса, быстро потерял к нему интерес и отослал Его обратно к Пилату. Тот пришёл к выводу, что духовенство просто из зависти мстит популярному Проповеднику, но осудить Его на смерть по закону нет оснований.

Иисуса приговорили к бичеванию как нарушителя общественного спокойствия. После жестокого избиения воины надели Иисусу на голову «корону» из терновника и стали над Ним издеваться, кланяясь Ему до земли и крича: «Да здравствует Царь Иудейский!» Затем Пилат опять вывел Осуждённого на помост перед толпой. В честь наступающего праздника по закону можно было отпустить одного осужденного на смерть. Но толпа, ещё недавно восторженно приветствовавшая Иисуса при Его входе в Иерусалим, теперь, спровоцированная первосвященниками, требовала Его казни. Народ, крича «Распни, распни Его!», требовал вместо Иисуса отпустить известного разбойника Варавву. Первосвященники же сказали: «Нет у нас царя, кроме кесаря», хотя Иисус никогда не претендовал на престол римского императора, сказав Пилату на допросе: «Царство Мое не от мира сего». Пилат, решив, что здесь политическое дело, разрешил казнить Иисуса.

В полдень Иисуса, на груди Которого висела табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», привели за город, к холму, именуемому «Голгофа» - «череп», или «лобное место». На вершине Голгофы Иисус был распят на кресте, по обе стороны от Него - два разбойника.

Распятие на кресте считалось самой позорной, мучительной и бесчеловечной из всех казней, которые изобрёл древний мир. Осужденного прибивали к столбу с перекладиной и оставляли на медленное умирание. У крестов выставлялась вооружённая охрана. Над распятым Иисусом глумились осудившие Его члены Синедриона, солдаты, случайные прохожие. К трём часам дня стали сгущаться тучи, наступили сумерки. В момент кончины Иисуса земля затряслась и покрылась трещинами...

Распятие Христово. Фреска Феофана Критянина в Крестоникитском монастыре Афона Фото: Commons.wikimedia.org

В этот день священнослужители призывают верующих задуматься над тем, не похожи ли они предавших Спасителя, не поступают ли против законов Библии в поиске удовольствий и материальных благ.

В этот день в церквях не звучит колокольный звон, а верующие ничего не едят до момента вечернего выноса плащаницы как символа снятия с креста Сына Божьего.

Великая суббота

Великая суббота – день спокойного ожидания. Вспоминают погребение Иисуса, возвещение его победы над злом и освобождения душ верующих. Священники во время Литургии снимают темные одежды и облачаются в белые, символизируя тем самым победу добра над злом, смертью и дьяволом.

В этот день на Руси заклинали морозы, чтобы они не погубили урожай хлеба. Считалось, если не спать ночью с субботы на воскресенье, то это защитит от болезней, девушкам принесет счастливое замужество, а мужчинам обеспечит удачу в охоте.

В Великую Субботу также красили яйца как символ воскресения и новой жизни. В церквях святят куличи, яйца и пищу для празднования Великой Пасхи.

Субботняя праздничная служба длится весь день и заканчивается в полночь с пришествием Великого Воскресенья - светлого праздника Пасхи, дарующего избавление от сил зла и начало новой жизни.

Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.

 

Питание  в Страстную Седмицу

В дни Страстной Седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.

Понедельник - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи.

Вторник - сырая еда без растительного масла (сухоядение).

Среда - сырая еда без растительного масла (сухоядение).

Четверг  - сырая еда без растительного масла (сухоядение).

Пятница - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи. В этот день принято воздерживаться от принятия пищи до выноса Святой Плащаницы, которая символизирует момент искупительной жертвы Иисуса.

Суббота - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи.

Воскресенье – разговение, разрешение на употребление скоромной пищи, Светлый праздник Пасхи.

В эту неделю разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без масла и практически без соли. В первые три дня Страстной недели принято употреблять один раз в день сырые овощи с хлебом и воду. В понедельник Страстной недели (чистый понедельник), по монастырскому уставу, установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (некоторые верующие воздерживаются от пищи и во вторник). В четверг этой недели можно иногда, в порядке исключения, позволить себе вареные овощи с растительным маслом. В Страстную пятницу раньше предписывалось ничего не есть, как и в Великую субботу, накануне Пасхи, когда только в третьем часу ночи позволялось немного хлеба с водой.  Завершающая неделя Великого поста является не только строгой в питании, но и таким образом она подготавливает организм постящегося к разговению.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах