Само понятие «страстная» возникло от слова «страдание» и помогает каждому христианину пройти весь путь последних дней жизни Христа, прикоснувшись к Его страданиям и поразмыслив о своем месте в этой жизни. Во время это недели вспоминаются Тайная вечеря, суд, страдания, распятие и погребение Иисуса Христа.
Вот слова из одного из Пасхальных посланий епископа Орского и Гайского Иринея: «Но пусть каждый задумается ныне: «Достойный ли я последователь Воскресшего ради меня Господа Иисуса Христа, свидетельствуют ли мои поступки, что на самом деле я люблю Бога, стал ли я примером благочестия для ближних?». Дай Бог, чтобы наша жизнь стала зримым подтверждением Правды Вечной. Только личное изменение каждого человека и есть залог общей победы и преображения всего мира. Невозможно изменить что-либо внешнее к лучшему, не трудясь над собой».
Крестная и Воскресная Пасха
Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. В глубокой древности многие христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей.
Один из Святых отцов третьего века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году. Были ожесточенные споры и несогласия по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение.
Как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.
Во время Страстной недели пост бывает особенно строгим, и верующие стараются соблюдать его неукоснительно, чтобы прочувствовать смысл и подвиг Христа. Цель Страстной недели - максимально приблизить человека к пониманию того, что Христос совершил ради нас, духовно подготовить людей к радости Воскресения Христова.
Воздержание в эту неделю усиливалось. Предписывались строжайший пост на хлебе, соли и овощах, советовалось полное неядение в пятницу и субботу. «…эти шесть дней Пасхи обыкновенно все проводят в сухоядении т. е. вкушают под вечер только хлеб с солью и водою; некоторые же усердно удлиняют неядение: иные же и всю неделю до пения петухов в воскресенье проводят без пищи», свидетельствует св. Епифаний Кипрский.
Во время Страстной недели церковь не празднует дни памяти святых, а также не совершает поминовения усопших, обряды венчания и крещения.
Великий понедельник
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери.
Подготовка к Пасхальному празднику начинается уже с Великого Понедельника, в который верующие вспоминают притчу о засыхающей смоковнице как образе погибающего в грехе и не желающего раскаяться человека.
Этот библейский эпизод призывает к вере и воспевает великую силу молитвы. Великим смыслом наполнена притча о неправедных виноградарях, которые подразумевают собой толпу, призывавшую к распятию Иисуса Христа.
Великий вторник
Во второй день Великой Седмицы – Великий Вторник православные вспоминают о грядущем Страшном Суде и воскрешении мертвых. Библейская история рассказывает верующим о лживом обличье фарисеев, которые за показной набожностью скрывали свою злобу и бездушное отношение к людям.
Во вторник также вспоминается притча о десяти девах, намеревавшихся встретить своего жениха (подразумевается Второе Пришествие Иисуса Христа) с горящими лампами. Пятеро девушек заранее приготовили запас масла для светильников, а остальные не додумались сделать это. Поэтому, когда Небесный Жених (Божий Сын) пришел ночью, умные девушки встретили его с зажженными лампами и были забраны им в Царство Небесное. В то время как глупые девицы не попали в Царство Небесное, так как их лампы погасли и они побежали покупать масло. Мысль этой притчи – верующие должны всегда быть в духовном бодрствовании.
Во вторник полагалось до рассвета делать «соченое молоко», т. е. смесь из растолченного конопляного или льняного семени, замешенного на воде, излечивавшего, по поверью, скот от всех болезней; в среду необходимо было делать «лечебное» пойло для скота из собранного по оврагам снега, смешанного с прошлогодней четверговой солью
Великая Среда
В Великую среду православные сравнивают два жизненных пути – раскаяние блудницы Магдалины, которая попала в Царство Небесное, и предавшего Иисуса Христа Иуды, который был предан духовной гибели. В этот день первосвященники Иудеи собрали совет, на котором было решено коварным способом убить Иисуса, а Иуда продал своего духовного Учителя за 30 серебрянных.
Испокон веков в Светлую среду на Руси народ собирал снег. Воду, образовавшуюся после его таяния, солили солью, оставшейся с прошлогоднего Святого Четверга и окрапляли ею скот и всю живность, тем самым защищая ее от болезней и зла.
Великий Четверг
Особенное значение у верующих имеет Великий Четверг, называемый чистым. Он символизирует собой телесное и духовное очищение человека перед праздником великой Пасхи.
В Великий Четверг Церковь вспоминает Тайную Вечерю. В четверг Господь тайно созвал своих учеников в дом преданного ему человека, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. Пасху полагалось праздновать в пятницу вечером (то есть в субботу, но нужно помнить, что сутки в иудейской традиции начинались с вечера); в исключительных же случаях по закону можно было отпраздновать Пасху раньше, и Господь воспользовался этим. Именно на Тайной Вечере было установлено Таинство Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Примите, ядите (ешьте): сие есть Тело Мое». И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 26 - 28).
Господь заповедовал всегда совершать это таинство, что и происходит во время каждой Божественной Литургии в храме.
Во время Вечери Иуда покинул трапезу и вышел, чтобы предупредить начальников иудейских о том, где удобнее арестовать Иисуса. После Тайной Вечери Господь с учениками пошли на Елеонскую гору, в имение под названием Гефсимания, где рос масличный сад. Там Господь Иисус, отойдя немного в сторону, пал на лицо Свое и стал горячо молиться: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Матф. гл. 26, ст.39). Апостолов же в это время сковал сон. Трижды Господь будил учеников; когда же Он разбудил их в последний раз, в Гефсиманский сад вошла первосвященническая стража с Иудой. Тот поцеловал Иисуса со словами «Радуйся, Равви!» (то есть Учитель), тем самым дав знак стражникам, кого из собравшихся в саду нужно арестовать.
После ареста Иисуса отвели к иудейскому первосвященнику Каиафе, куда собрались книжники и старейшины; апостол Пётр следовал за Иисусом издали и вошёл во двор первосвященника, чтобы видеть, чем всё закончится. Первосвященник обвинил Иисуса в богохульстве, так как Он называл себя сыном Божиим; Его приговорили к смерти. После этого стражники начали издеваться над Иисусом, оскорблять и бить Его. В это время служанка во дворе спросила Петра: «И ты не из учеников ли этого Человека?» Пётр ответил: «нет». Будучи спрошенным во второй и в третий раз, Пётр также отрёкся от своего Учителя. В это время запел петух, и Пётр вспомнил слова Иисуса, сказанные ему после Тайной Вечери: «Прежде чем пропоёт петух, ты трижды отречешься от Меня». Вышедши со двора, Пётр горько заплакал.
Богослужение в Чистый четверг еще называется «страстями» или «великим стоянием», так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.
В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого. После литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин омовения (умовения) ног.
В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, омывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем.
В 2014 году 2 мая после Божественной литургии в Великий четверг Страстной седмицы его Преосвященством, Преосвященнейшим Иринеем, епископом Орским и Гайским, впервые в истории епархии был совершен чин умовения ног. Богослужение совершалось в храме Покрова Пресвятой Богородицы (бывшем женском монастыре).
Чистый четверг связан с многими народными поверьями. Нужно встать рано утром, еще до рассвета, и сначала искупаться самому, а потом убрать свое жилище. Люди в этот день ходили на речку и окунались в воду в любую погоду, так как считалось, что такое омовение принесет здоровье и силу.
Из церкви верующие приносили зажженную свечу, которой выжигали на косяках дверей и окнах охраняющий крест. Целебными свойствами обладала «четверговая соль» - ее заворачивали в ткань, припекали в печи и хранили целый год. В подготовке к Пасхе в четверг хозяйки начинали печь куличи, красили яйца и также украшали жилище.
Страстная Пятница
Особой скорбью наполнена Страстная Пятница – день воспоминания о распятии Иисуса Христа, его муках и смерти.
В пятницу утром Иисуса привели на суд к римскому правителю, правящему в то время в Иудее, Понтию Пилату, так как приговор иудейских начальников должен был утвердить именно он. После того, как Пилат допросил Иисуса, он сделал неожиданный вывод: «Я не нахожу вины в этом Человеке». Затем Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, отослал Его на допрос к правителю Галилейской области Ироду Антипе. Но тот, попытавшись допросить Иисуса, быстро потерял к нему интерес и отослал Его обратно к Пилату. Тот пришёл к выводу, что духовенство просто из зависти мстит популярному Проповеднику, но осудить Его на смерть по закону нет оснований.
Иисуса приговорили к бичеванию как нарушителя общественного спокойствия. После жестокого избиения воины надели Иисусу на голову «корону» из терновника и стали над Ним издеваться, кланяясь Ему до земли и крича: «Да здравствует Царь Иудейский!» Затем Пилат опять вывел Осуждённого на помост перед толпой. В честь наступающего праздника по закону можно было отпустить одного осужденного на смерть. Но толпа, ещё недавно восторженно приветствовавшая Иисуса при Его входе в Иерусалим, теперь, спровоцированная первосвященниками, требовала Его казни. Народ, крича «Распни, распни Его!», требовал вместо Иисуса отпустить известного разбойника Варавву. Первосвященники же сказали: «Нет у нас царя, кроме кесаря», хотя Иисус никогда не претендовал на престол римского императора, сказав Пилату на допросе: «Царство Мое не от мира сего». Пилат, решив, что здесь политическое дело, разрешил казнить Иисуса.
В полдень Иисуса, на груди Которого висела табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский», привели за город, к холму, именуемому «Голгофа» - «череп», или «лобное место». На вершине Голгофы Иисус был распят на кресте, по обе стороны от Него - два разбойника.
Распятие на кресте считалось самой позорной, мучительной и бесчеловечной из всех казней, которые изобрёл древний мир. Осужденного прибивали к столбу с перекладиной и оставляли на медленное умирание. У крестов выставлялась вооружённая охрана. Над распятым Иисусом глумились осудившие Его члены Синедриона, солдаты, случайные прохожие. К трём часам дня стали сгущаться тучи, наступили сумерки. В момент кончины Иисуса земля затряслась и покрылась трещинами...
В этот день священнослужители призывают верующих задуматься над тем, не похожи ли они предавших Спасителя, не поступают ли против законов Библии в поиске удовольствий и материальных благ.
В этот день в церквях не звучит колокольный звон, а верующие ничего не едят до момента вечернего выноса плащаницы как символа снятия с креста Сына Божьего.
Великая суббота
Великая суббота – день спокойного ожидания. Вспоминают погребение Иисуса, возвещение его победы над злом и освобождения душ верующих. Священники во время Литургии снимают темные одежды и облачаются в белые, символизируя тем самым победу добра над злом, смертью и дьяволом.
В этот день на Руси заклинали морозы, чтобы они не погубили урожай хлеба. Считалось, если не спать ночью с субботы на воскресенье, то это защитит от болезней, девушкам принесет счастливое замужество, а мужчинам обеспечит удачу в охоте.
В Великую Субботу также красили яйца как символ воскресения и новой жизни. В церквях святят куличи, яйца и пищу для празднования Великой Пасхи.
Субботняя праздничная служба длится весь день и заканчивается в полночь с пришествием Великого Воскресенья - светлого праздника Пасхи, дарующего избавление от сил зла и начало новой жизни.
Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.
Питание в Страстную Седмицу
В дни Страстной Седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу.
Понедельник - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи.
Вторник - сырая еда без растительного масла (сухоядение).
Среда - сырая еда без растительного масла (сухоядение).
Четверг - сырая еда без растительного масла (сухоядение).
Пятница - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи. В этот день принято воздерживаться от принятия пищи до выноса Святой Плащаницы, которая символизирует момент искупительной жертвы Иисуса.
Суббота - сырая еда без растительного масла (сухоядение) или воздержание от пищи.
Воскресенье – разговение, разрешение на употребление скоромной пищи, Светлый праздник Пасхи.
В эту неделю разрешается употреблять в пищу сырые или полусырые овощи без масла и практически без соли. В первые три дня Страстной недели принято употреблять один раз в день сырые овощи с хлебом и воду. В понедельник Страстной недели (чистый понедельник), по монастырскому уставу, установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (некоторые верующие воздерживаются от пищи и во вторник). В четверг этой недели можно иногда, в порядке исключения, позволить себе вареные овощи с растительным маслом. В Страстную пятницу раньше предписывалось ничего не есть, как и в Великую субботу, накануне Пасхи, когда только в третьем часу ночи позволялось немного хлеба с водой. Завершающая неделя Великого поста является не только строгой в питании, но и таким образом она подготавливает организм постящегося к разговению.