Примерное время чтения: 6 минут
1296

Для чего воскрес Господь? Епископ Ириней рассказывает о Пасхе

Специально для «Аргументов и фактов в Оренбуржье» епископ Орской епархии Ириней рассказывает о цели Христова воскресения и о том, как удалось иконописцу запечатлеть величайшее событие Евангелия.

Как выглядит или как должна выглядеть икона Самого Великого и Самого Главного Христианского Праздника - Воскресения Христова спрашивают многие. Для православных важно, чтобы на Пасхальной иконе было изображено не только Воскресение из мертвых Иисуса Христа, но и нужно показать, что Он - Спаситель людей, Победитель смерти и Воскреситель умерших. Ведь именно в этом и состоит смысл пришествия в мир Сына Божия. Перед иконописцем стоит сложная задача - связать Воскресение Иисуса Христа со спасением людей, показать эту связь, изобразить ее. В Православной Церкви есть множество различных икон, изображающих Воскресшего Христа Спасителя. Среди них особенно следует выделить икону «Сошествие во ад Иисуса Христа», которая описывает события Великой Субботы.

Фото: Пресс-служба Орской епархии

Что мы видим на этой иконе? Сошедшего во ад Победителя смерти - Христа Спасителя. Он держит за руку нашего праотца - Адама, а рядом со Иисусом Ева. Это тот момент, когда Господь готовится вывести из ада первых людей. Власть смерти и греха разрушена, двери ада сокрушены, а Спаситель снисходит в преисподнюю ко всем, томящимся в ожидании избавления. На иконе изображен момент встречи Нового Адама - Христа Спасителя и ветхого Адама - нашего праотца, момент освобождения от греха и избавления от смерти. Мы видим, как далеко пришлось пойти Самому Богу, чтобы спасти человека.

Воистину распятый в пятницу и воскресший в воскресение Иисус Христос в субботу пребывал во аде. Господь нисходит в глубины преисподней, для того чтобы вывести оттуда людей, освободить пленников. Ведь с грехопадением первых людей прервалась связь людей с Богом. Даже праведники не избавлялись от власти греха после их смерти и ожидали в аду пришествия Избавителя. В преисподней мы видим людей в нимбах, все эти святые заключены в темнице ада и ожидают Спасителя. Ибо, как утверждает апостол Павел Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4, 10).

Итак, на первом плане иконы «Сошествие во ад Иисуса Христа» мы видим наших праотцев Адама и Еву, первых согрешивших, людей, лишивших себя богообщения. Но они и те, кто дольше всех ожидали Спасителя! Рука Адама, за которую его держит Господь, совершенно ослабла - нет у падшего человека сил самому, без помощи Творца, вырваться из ада, освободиться от власти греха и победить смерть. Но другая рука Адама решительно протянута ко Христу, ибо Бог не может спасти человека без стремления самого человека ко спасению.

По другую сторону от Христа наша праматерь - Ева. Ее руки сокрыты под одеждой, но и они протянуты ко Спасителю. «Эти руки, - со слезами вспоминает Ева, - совершили великий грех, они сорвали запретный плод». А ныне она не дерзает самочинно коснуться Христа, но ждет, когда Податель жизни и Победитель смерти Иисус Христос Сам обратится к ней и возьмет ее за руку.

Святитель Григорий Нисский сравнивает тот запретный плод с Чашей со Святым Причастием. Как к Причастию необходимо подойти, будучи готовым, так и к тому плоду праотцам необходимо было приступить, будучи подготовленными. Богом для них был установлен пост (не вкушать) и послушание Творцу «возделывать рай» (Быт. 2, 15), чтобы духовно возрасти. Поэтому и нам необходимо, приступая ко Святому Причастию, держать пост, молиться и творить дела милосердия, чтобы духовно возрастать. Только тогда Причастие может нам послужить во спасение, а не во осуждение.

Покрытые руки Евы указывают и на покаяние, на отдаленность людей от Источника жизни - Бога. Горькие слезы проливали праотцы после греха и потери рая. Понимание своей отчужденности, отдаленности от Бога, осознание всей глубины падения и бессилия преодолеть адскую пропасть, печаль и тоска по раю заметны на лицах праотцев. Все изображенное на иконе: Сам Господь, праотцы, все люди, ожидающие спасения, сокрушенные врата ада - все, даже самые мельчайшие детали указывают на встречу Бога и человека, Вечного и временного, являют и покаяние людей, и величайшую радость избавления от греха и Воскресения.

Воскресение - это дарованная нам победа, это торжество жизни над смертью и грехом, обновление всей природы человеческой. По словам святителя Григория Паламы, «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни». Да помнит каждый из нас слова святителя Иоанна Златоуста: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и мертвый ни един во гробе!»
Дай Бог надеяться «достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:11) достойно продолжая наше шествие по дороге жизни.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах