Начну с небольшого отступления. Мне крайне повезло, что работа и дом находятся рядом. Путь в одну сторону занимает 5-7 минут пешком, посему общественным транспортом я пользуюсь крайне редко. А если нужно доехать в другой конец города, обычно беру такси. И не потому, что много зарабатываю. Я просто боюсь ездить любым общественным транспортом, независимо от его вида. Троллейбус, «пазик», «газель» – все это навевает на меня ужас. Хотя бывает и так, что «жаба душит» отдать последнюю «сотку» за такси или ехать всего 2-3 остановки. Вот тут наступает для меня самое страшное…
Вчера мне довелось ехать на «газели» всего 4 остановки. Скажу сразу, я их так и не проехала, выскочила раньше и пошла пешком. Старая шутка про «5 минут страха и вы дома» просто не выходила у меня из головы. Давно мне не было так страшно. Несколько раз казалось, что уже ничего не спасет наш желтый «вертолет», ведь водителю, наверное, казалось, что он летает, потому что ехать по улице Ленинской в восемь часов вечера с такой скоростью и с таким потоком машин – надо все-таки иметь крылья…
Сколько ни говорят, нет, извините, орут, во всех СМИ об общественном транспорте, воз и ныне там.
Теперь поговорим о плате за проезд. Уважаемые жители Оренбурга, плата за проезд в общественном транспорте у нас в городе действительно одна из самых низких в стране! На фоне соседей Оренбург выглядит настоящим «социальным раем»: у нас проезд в автобусах стоит 8 рублей - на 45-м, 10 - на всех прочих, и 12 рублей - на некоторых «газелях», идущих в пригородные посёлки (например, в Авиагородок). И если для того, чтобы обеспечить безопасность, жесткий отбор водителей и хорошее техническое состояние автобусов, ее нужно поднять на несколько рублей– т ее надо поднимать! Надо понять одну простую вещь: и хорошие водители и хорошие автобусы стоят денег, взять их, кроме как от пассажиров, больше не откуда. И это реальность. Никто ведь не говорит о том, что стоимость поездки в автобусе будет стоить 50 рублей.
Сложное положение транспортников подтверждает и председатель некоммерческого партнерства частных перевозчиков Елена Андрющенко: «Когда утверждался тариф в 10 рублей, новый «Пазик» стоил 600 тысяч рублей. А теперь его цена - 950 тысяч, запчасти на 60% выросли в цене, резина на колёса, топливо, масла - всё подорожало значительно! А цена на проезд - прежняя. Работаем просто на износ! При таких сборах даже мечтать об обновлении подвижного состава не приходится…».
Сами владельцы маршрутов настаивают на цене в 18 рублей как экономически обоснованной. За эти деньги они готовы взять кредиты для покупки новых, комфортабельных автобусов и нанять нормальный персонал за приличную зарплату.
Но просто так депутаты Оренбургского горсовета поднять тарифы тоже не могут, сначала должна пройти процедура утверждения повышения платы за проезд через Департамент области по ценам и регулированию тарифов.
Другая сторона медали - городская администрация отчитывается регулярно о каких-то мерах по наведению порядка в этой сфере, о каких-то тендерах и т.д., а ездить по-прежнему страшно! Господа чиновники, расскажите все-таки, что реально вы делаете для того, чтобы каждая мама спокойно отпускала своего ребенка в секцию или в школу, не боясь за то, что какой-то «вертолетчик» окажется виновником травмы или, не дай Бог, смерти ее ребенка?
Транспортные конфликты между частными перевозчиками и городской администрацией, казалось, только-только утряслись. Завершились конкурсы, распределены основные маршруты между новыми предпринимателями. Начальник управления пассажирского транспорта города Максим Фазуллин и не скрывает, что у города «нет механизма выгнать «внеконкурсных нелегалов» с маршрутов». Городская власть фактически расписалась в бессилии: зачем проводили конкурс, зачем выбирали «лучших из лучших», если «бунтари» и не думают освобождать им место? Ни ГИБДД, ни транспортная инспекция тоже ничего поделать не могут: предписания игнорируются, а на штрафстоянку автобусы «нелегалов» отправлять вроде как не за что, правила водители не нарушают.
Но и это еще не все проблемы – невзирая на всю опасность, жители вынуждены пользоваться общественным транспортом, а автобусов не хватает. С наступлением холодов добраться до отдалённых частей города стало настоящей проблемой. Автобусов и маршрутных «газелей» нет уже после десяти вечера, а редкого троллейбуса (если он вообще ходит) приходится ждать по 40-50 минут.
И еще один немаловажный момент, уж простите меня, дорогие земляки. Это вопрос поведения пассажиров в транспорте. Это и мат с громким обсуждением насущных вопросов от стаек молодежи, и громкие разговоры бабушек и дедушек и политике и ценах и т.д. Сегодня мне рассказали совсем уж неприличную историю. Журналист нашей газеты ехала с работы домой и на одной из остановок уступила место пожилой женщине, и началось самое интересное. Вошедшая вместе с ней другая старушка подумала, что уступили место ей, и практически кинулась в драку с первой дамой за «место под солнцем», причем не сдавалась и первая пенсионерка. Вот такие «пожилые разборки»!
Вот такая невеселая история про общественный транспорт в Оренбурге, будет ли когда-нибудь выход из этой патовой ситуации, неизвестно. А пока жители и гости Оренбурга вынуждены рисковать своим физическим и психическим здоровьем, добираясь из точки А в точку Б.