Перед началом показа программный директор фестиваля Сергей Завьялов сказал, что после просмотра этого фильма ему казалось, что ранее ничего о войне он не смотрел. А продюсер и исполнитель одной из главных ролей Светозар Цветкович отметил связь между событиями второй мировой войны и недавней войны на Балканах и то, что эта история – просто «правдивая история, которая была написана режиссером Милошем Радивоевичем».
После просмотра данной картины у меня сложилось впечатление, что это фильм не о войне. Скорее это фильм про одиночество - одиночество пожилого человека, выросшее из одиночества ребенка, одиночество женщины, никогда не выходившей замуж и родившей ребенка сразу после потери девственности, одиночество мужчины, который в силу обстоятельств вынужден находиться далеко от дома и семьи и который пытается свою тоску каким-то образом компенсировать заботой о совершенно чужой женщине и совершенно чужом ребенке, в конце концов одиночество маленькой девочки, у которой умерла мать и она оказалась в чужом городе рядом с совершенно чужим человеком.
Фильм показан глазами ребенка и вас пронизывает довольно банальная мысль: детство накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь. Одинокий, немолодой и не совсем здоровый писатель случайно оказывается перед фактом: ему надо заботиться о маленькой девочке, дочери своей знакомой. Но у него такого желания нет. Уже утеряны всяческие навыки общения с людьми. Решив отдать девочку на воспитание в приют, он опаздывает на паром и едет длинной дорогой, во время которой герой Светозара Цветковича рассказывает девочке, а скорее даже просто себе, историю своей жизни, точнее одну историю из своей жизни. Он говорит о мальчике, на пути которого лишь раз встретился человек, обративший на него свое внимание и согревший его теплом души. По странному стечению обстоятельств, этим человеком оказался оккупант, немецкий офицер, поселившийся в их доме.
Не буду пересказывать вам весь фильм, я советую посмотреть его. Кстати, сидевшая рядом со мной пожилая женщина в конце сеанса обронила интересную фразу – «Это фильм-победитель!». Пока не знаю, так это или не так, но то, что после фильма у вас останется ощущение светлой тоски, то, что вы непременно задумаетесь - насколько вы неравнодушны к своим близким, это я вам обещаю.
Главное в этом фильме - его неприкрытая правда, рассказанная очень изящным языком.
Справка
Милош Радивоевич
Один из лучших сербских режиссеров, которого европейская кинокритика считает мастером высшего ранга. Хотя он снял многочисленные фильмы: «Мечты, жизнь и смерть Филиппа Филипповича», «Без», «Ошибка», «Жить как все нормальные люди», «Многообещающий парень» и т.д.) он до сих пор не получил ни одной государственной награды за свое творчество. В 2011 году, став лауреатом премии города, в котором он живет, за фильм «Как меня украли немцы», Радивоевич был обрадован и тронут. По словам режиссера, «чем человек ближе к концу карьеры, тем больше для него обязательны достоверные и непосредственные истории о жизни». Двадцать лет выдающийся мастер сербской кинематографии Милош Радивоевич терпеливо берег сценарий этого фильма, в основе которого, по сути, его личные воспоминания.
Милош Радивоевич работает в кино уже пятьдесят лет, в течение которых он снял шестнадцать художественных фильмов. Он говорит, что в его системе ценностей самой важной для него была и будет его индивидуальная свобода творить свои фильмы, а своим самым большим успехом он считает то, что он придерживается истины и оригинальности.
Светозар Цветкович
Сербский, югославский актер, продюсер, театральный режиссер .Дебютировал в кино в 1980 году в роли Ивана Кондича в военной драме режиссера Александра Петковича "Гайдук". Среди лучших работ - военный комендант в эротической мелодраме по рассказу А.Исаковича "Берлин капут / Цена искушения" (1981, реж. М.Милошевич), Монтенегро в фильме режиссера Душана Маковеева "Монтенегро / Черногория" (1981), Светозар Секулич в партизанском фильме Валериу Жереги и Александра Петковича "Дикий ветер" (1986), Руди Кугельхопф в фильме Душана Макавеева "Манифест" (1988), Марко в комедии французского режиссера Энки Булала "Бункер "Палац Отель" (1989), Рамиз в картине Срджана Вулекича "Лето в Золотой долине" (2003).