Как ни крути, но в условиях нашего климата среднестатистический автолюбитель посещает шиномонтаж минимум два раза в год. Смена резины неотвратима, как cмена времен года. Но подготовиться к ней все же лучше заранее
Колеса, как известно, бывают зимние и летние. Зимние делают из мягкой резины, создающей эффект прилипания при низком коэффициенте сцеп¬ления - когда едешь по снегу, льду, да просто по холодному асфальту. А вот в жару они размягчаются, «плывут» и быстро изнашиваются. Летние же, наоборот, делают более жесткими, благодаря чему они могут выдерживать существенные температуры плюс нагрев самого колеса в процессе эксплуатации. Но с наступ¬лением морозов они становятся чересчур упругими и перестают обеспечивать нормальное сцепление с дорогой.
Есть, правда, еще так называемые всесезонные шины, но это, по сути, всего лишь усовершенствованная разновидность летних покрышек, зимой годная разве что для езды по югу Европы.
Так когда же менять колеса? По ситуации. Обычно смотрят на среднесуточную температуру: весной рубеж где-то от +5 до +8 градусов.
Если несколько дней на нем продержится - значит, пора «переобуваться».
Вот только хорошо бы еще определиться - во что. А то у разных покрышек даже рисунки разные… А срок службы у летних шин - сезона два-три (60–80 тыс. км). Короче, есть смысл не торопиться с выбором и для начала разобраться, что, собственно, вам нужно.
В шиномонтажках радость от солнечных дней и весеннего наплыва жаждущих срочно «переобуться» сменилась унынием: в Оренбуржье снова снег, метели, мерзкий дождь, грозящий гололёдом, а значит, сезонно «нарубить капусты» с брата-автомобилиста в ближайшее время не получится. Что будет дальше с погодой, и когда же всё-таки лучше поменять резину на своей «ласточке»? Мнения наших экспертов разделились, и прислушиваться к ним или нет - решать всё-таки вам.
Экономия выйдет «боком»?
- Мне жалко «зимник», - признаётся Антон МАКАРОВ, водитель на светло-зелёной «девятке». - Я и так на голом асфальте половину шипов потерял, если сейчас не поменяю, боюсь, на следующий год придется новый комплект покупать. А цены, извините, «кусаются» - одно колесо минимум в две с половиной «штуки» влетает.
- Такая экономия может выйти «боком», - комментирует аварийный комиссар Сергей ДАВЫДЕНКО. - Да, на центральных улицах более-менее дорожное покрытие открытое, сцепление с дорогой есть, и если ездить аккуратно, летняя резина сгодится. Но развязки с проулками, повороты на второстепенные дороги, частный сектор, эстакады и мосты как мина замедленного действия - здесь и заносы (лёд под снегом, мелкая застывшая дождевая крошка) и даже выбросы на встречку. Авто на летней, а тем более, «лысой» резине, просто как корова на льду, и никакое, даже профессиональное торможение двигателем, вам не поможет. Уж лучше расстаться с частью шипов, чем потом вбухивать деньги в дорогой ремонт.
Кстати, ДТП на «летнике» в последние месяцы марта - далеко не редкость, а скорее, картина по геометрической прогрессии. И виноваты в таких авариях не водитель, всю зиму добросовестно отпахавший за баранкой, а пресловутые «чайники-подснежники», откопавшие своих железных «коней» из сугроба или гаражей. Как правило, «зимовщики» не заморачиваются такими проблемами, как сезонная смена колёс, и имеют на все четыре сезона один комплект резины.
- Последний такой пример - авария на объездной, в районе горы Качкарка, - сообщают в ГИБДД. - Дедуля на «лысой» резине «собрал» в кучу четыре машины, выехав в этом году в первый раз, понадеявшись на тот самый «авось, доеду». Вот и доехал до ДТП.
«Липучки» или «всесезонка»?
- Однозначного ответа на этот вопрос нет, каждый подбирает для своего авто ту резину, которая больше всего подходит по техническим характеристикам, - объясняет продавец-консультант одного из крупных шинных центров Оренбурга Михаил ТАРАНЕЦКИЙ. - Изготовители сейчас предлагают массу вариантов как для отечественных машин, так и для иномарок. Кто-то уверенно себя чувствует на «липкой» низкопрофильной резине и ездит на ней круглый год, а кому-то необходим комплект шипованной резины. «Посредник» между ними - так называемая «всесезонка», но она очень чутко реагирует на резкие перепады температур: «дубеет» на морозе и становится мягкой на жаре. Выручает соотношение «цена-качество», и если уж вы поставили цель комфортно «переобуться», жалеть денег на резину высокого качества не стоит.
Еще момент, о котором нам рассказали в шиномонтажной мастерской, заставляет задуматься: насколько востребована сегодня имевшая бешеную популярность в 90-е годы так называемая «варёнка»?
- Однозначно прошлый век. С ней опаснее всего, она просто непредсказуемого ведет себя на дороге. Наваренный вулканическим способом слой часто просто отлетает на скорости, и взорвавшееся колесо - печальный итог, - рассказал нам Игорь. - Мы даже уже не беремся за такую работу - не хотим отвечать за последствия.
В общем, на какой резине ездить, и когда «переобуться», решать, конечно же, вам. Пусть на вашем пути всё будет, как говорится, «без гвоздя и жезла». Но проверить и осмотреть свои колеса всё же не забудьте - иногда даже маленькая «грыжа» может омрачить любую поездку.