Жильё, полученное работниками противопожарного ведомства в своё время как служебное, до сих пор окончательно не узаконено. А значит, его можно лишиться в любой момент.
Строительная «липа»
Конфликтная история из-за спорного «квартирного вопроса» началась в теперь уже далёком 2000-м году. Тогда противопожарная служба, находившаяся ещё в подчинении Управления внутренних дел, начала строительство двух жилых корпусов на 25 квартир в историческом центре города, на улице Гая. Правда, по проектной документации данные корпуса значились как гостиница-общежитие; как постоянный жилой фонд здания никогда не оформлялись.
Тем не менее после его постройки в 2002 году квартиры в первом корпусе были распределены между нуждающимися работниками пожарной части. После долгих лет мыкания по тесным общагам и съёмным квартирам люди настолько рады были своему углу, что особо даже не задумывались о юридическом статусе своего нового жилья. Главное, что на руках есть решение жилищно-бытовой комиссии (ЖБК) и ключи от счастья в самом центре Оренбурга.
Шли годы; противопожарную службу реформировали и передали из ведомства милиции в новую структуру - МЧС. Многие квартирсьёмщики выходили на пенсию по выслуге, но тем не менее продолжали жить в этом доме, даже не подозревая, что фактически они остаются гостями казённой гостиницы общежитского типа. И лишь в 2010 году, когда новое руководство областного МЧС решило провести ревизию всех объектов и навести порядок в документации, начался длительный процесс «легализации» как самого строения, так и проживающих в нём людей. Именно эти действия и стали причиной возмущения людей, которые теперь бояться остаться без единственного жилья.
«Нас хотят выгнать вон!»
- Мы получали жильё как служебное, но сегодня почти все наши соседи уже не служат в пожарной части, поскольку вышли на пенсию, - рассказывает жительница проблемного дома Любовь ЗВЯГИНЦЕВА. - Более того, я с дочерью была прописана в общежитии, но в прошлом году нас по суду оттуда выписали, так как посчитали - коль мы проживаем в этой квартире, то, сталбыть, жильём обеспечены и с регистрационного учёта должны быть сняты. Разумеется, мы попытались добится приватизации нынешней нашей квартиры и получить прописку по этому месту жительства. В обоих случаях - отказ! Конечно, я в шоке: в любой момент меня отсюда выселят, и остаётся только идти ночевать на вокзал!
Схожие опасения и у других жителей дома на Гая: на руках нет ни ордеров, ни прописки в паспорте. У людей буквально начинается паника: неужели бывшие коллеги их реально могут выбросить на улицу? Жилец квартиры №4, подполковник Алексей Шевелев даже подал в суд, добиваясь права законного проживания в квартире, а его соседи наняли адвоката для подачи аналогичных исков. Но, как оказалось, у представителей Главного управления ГО и ЧС есть своё видение ситуации.
- В этой истории с домом на Гая, 15 столько «дров» наломано, что разбирать бюрократическе завалы пришлось не один год, - комментирует ситуацию Ирина ШАРОБАРОВА, начальник отдела административно-правововой работы Управления ГО, ПБ и ЧС области. - Ведь прежде чем предоставить право проживания гражданам, нужно было перевести здание из категории гостиницы в жилой дом. Процесс всевозможных согласований и экспертиз для этого завершился лишь осенью прошлого года. Следующий этап - это обоснование, почему данная семья имеет право проживать в этой квартире. Мы просто физически, в рамках своих полномочий, не можем разрешить прописаться и приватизировать квартиру только лишь потому, что там кто-то прежде жил 10 лет. Если такое разрешение выдать без обоснования - прокуратура же на меня уголовное дело заведёт!
У людей складывается ошибочное мнение, что мы нарочно тянем время и всех пытаемся засудить. Это не так! Просто существует юридическая процедура узаконивания, и её нужно пройти, собрав все необходимые документы.
Другой момент, что некоторые семьи действительно вселились в этот дом, не имея на то оснований. Например, тот же господин Шевелев, который, на мой взгляд, и будоражит весь дом. Прежде он уже получал жильё как военный, на улице Мира - хорошую квартиру. Но каким-то образом, будучи замначальника Управления, вселился в дом на Гая, в квартиру площадью 110 кв. метров. Так что тут ещё нужно проверить, кто действительно нуждается и имеет право проживать в служебном жилье, а кто просто «ловит рыбку» в мутной воде и будоражит людей.