От казаков до пограничников
Чуть меньше сотни километров от областного центра и я в приграничном городе Соль-Илецке. На вокзале меня встретил Дамир Латыпов, заместитель начальника пограничного отделения в селе Изобильное. До самой заставы, где мне предстояло провести пограничные сутки, нужно ещё было проехать 34 километра.
Пока ехали к пункту назначения, завязалась оживлённая беседа.
- Была возможность устроиться в другие места, поближе к столице, но я выбрал границу. Хочу испытать себя, а потом уже можно и далее продвигаться по службе. Здесь я могу получить тот опыт военной службы, который мне нигде не удастся приобрести. Но чтобы здесь человек мог служить, он должен этим болеть.
- Привыкнуть после больших городов к глубинке было, наверное, трудно?
- Кому как, а я легко здесь освоился, человек везде может привыкнуть, а потом здесь у нас всё есть, даже интернет.
Минут двадцать - и мы уже на границе, первым меня встречает дежурный по отделению, прохожу проверку документов, меня осматривают на наличие оружия, колющих и режущих принадлежностей.
Как и две сотни лет назад село Изобильное вновь стало приграничным, здесь некогда несли службу по охране границ Российской империи Оренбургские казаки, село основано ими. Сейчас их задачу выполняют пограничники. Граница России и Казахстана проходит совсем рядом, расстояние до её линии на некоторых участках менее одного километра.
Отделение в селе Изобильное образовано в декабре 2000 года. В зону ответственности стражей границы этого отделения входит свыше 100 километров границы.
Новые пограничные сутки пока ещё не наступили, и у меня есть возможность побеседовать с Максимом Радичом, начальником пограничного отделения, родом он из Калининграда, сам из семьи военных.
- Я с детства проводил время с отцом, только закончатся занятия - сразу в часть, разрешит отец повозиться с военной техникой, что ещё нужно было для счастья мальчишке, предупредит, чтобы только излишне не нажимал что не надо.
Максим Юрьевич знакомит с отделением и одновременно рассказывает о тонкостях пограничной службы. Речь идёт о постановке приказа на очередные пограничные сутки, это именно то, с чего начинаются пограничные будни.
Дежурный по отделению строит личный состав, докладывает одному из заместителей. Заместитель выходит, проверяет наличие состава, внешний вид полностью (укомплектованность, экипировку) и докладывает начальнику отделения. Затем выхожу я и подвожу итоги службы за сутки, довожу информацию о службе на предстоящие сутки и произвожу расчёт сил и средств по командам тревог.
- Ваш участок границы на карте, как бы вклинивается в соседнее государство и получается, что со всех сторон окружен границей, сложно работать на такой территории?
- Да, он похож на такой своеобразный аппендицит. На нашем участке семь населённых пунктов, сотрудники проживают в трёх селах. Основная масса личного состава это местные жители, проходящие службу по контракту.
- Кто чаще всего нарушает границу?
- Среди нарушителей в основном жители Оренбурга и Оренбургской области, которые прибывают на границу без соответствующего оформления документов, необходимых для пребывания в пограничной зоне. Привлекают их тут рыбные места, на нашем участке протекают реки Илек и Хобда с большими рыбными запасами. Поэтому граждане прибывают сюда, чтобы отдохнуть и порыбачить. Как правило, многие из них забывают у нас оформить пропуск, хотя его необходимо получить заранее, можно это сделать в городе Оренбурге, либо по месту прибытия. Мы приезжаем на реку, производим проверку документов, при отсутствии пропуска, задерживаем человека до трех часов при наличии паспорта, а если он отсутствует, то до 48 часов.
Пограничник с «хвостом»
В это время к ночному дозору во дворе заставы своего верного друга и коллегу по кличке Дик готовит Сергей Сергеев, вожатый кинологической службы. Он из семьи егерей, поэтому, когда пришел на службу, вопрос кем быть отпал сам собой.
- Любовь к собаке - если её нет, то ни какой работы как кинолога не получится. Действия вожатого и собаки должны быть как один организм, для этого они должны подходить психологически друг другу. Собаку, я получил во время учебы в Вязьме. Их сначала определяют, на пригодность к военной службе. Изучают характер. Дик холерик-сангвиник, а я наоборот спокойный, поэтому уравновешиваем друг друга.
- Получается все, что он умеет это ваша заслуга?
- Можно сказать и так!
- Вас понимает с полуслова?
- Такого понятия нет, она выполняет команды, для того чтобы это выработать понадобились длительные тренировки.
- А бывают такие моменты, когда он проявляет характер и отказывается выполнять ваши команды?
- Случается и такое, когда на улице жара. Перед поступлением на службу собаку содержат в полуголодном состоянии, так она эффективно несёт службу. Связано это с тем, что собаки по своей природе хищники и инстинкт побуждают их к действию.
Пока мы беседовали, Сергей приготовил ужин «хвостатому пограничнику». Производится все это в отдельном помещении, его вполне можно назвать кухней, здесь есть все, начиная от столовых принадлежностей и заканчивая электроплитой. Еда у Дика простая - сухари, да консервы.
- Чем-то еще балуете его?
- Бывает, что приношу косточки, это для него особое лакомство. А так кормим два раза в сутки, на один раз выделяется 300 г. сухарей и банка консервы.
Развод нарядов
Пока кинолог и его пес Дик, демонстрировали свои умения по захвату убегающего нарушителя, в роли которого выступил один из сотрудников, подошло время начала новых пограничных суток.
Всеобщее построение, подведение итогов, распределение нарядов и поднятие государственного флага, эта почетная обязанность, которая выполнятся отличившимися сотрудниками за прошедшие сутки. Отсчет времени пошел, наряды разъехались по месту дислокации.
Застава никогда не остается пустой, здесь даже ночью идет служба. Всю деятельность пограничных нарядов и отделения регулирует дежурный по отделении.
Ближе к двенадцати ночи, вместе с лейтенантом Дамиром Латыповым, отправляемся в соседнее село на железнодорожную станцию Цвиллинга. Наша цель поймать нелегалов из Средней Азии.
- Здесь проезжают поезда с Уральского и Соль-Илецкого направлений, очень часто в них скрываются мигранты, которым официально запрещен въезд в Россию. Стараемся ежедневно контролировать данное направление, - говорит Дамир
- Поезда останавливаете?
- Нет, но мы охраняем те участки, где может быть нелегальный сход. Последние полгода задержаний не было по этому направлению, хотя сейчас в весенний и летний период, такие случаи могут участиться.
Поезд промчался мимо нас точно в назначенный час. Пограничный наряд, дежуривший здесь, внимательно произвел осмотр прилегающей территории. На этот раз все обошлось спокойно.
Ночь прошла спокойно, без нарушений. С утра вместе с начальником отделения отправляемся еще к одному месту, где несет службу пограничный наряд. Река Илек в этом месте является местом раздела двух государств.
- Граница проходит, прямо по середине русла, вот этот островок (показывает на песчаную насыпь) еще наш, а дальше уже Казахстан. Вот в таких местах и бывают частые нарушения, - говорит Максим Радич.
О том, что это государственная граница напоминают только лишь пограничные столбы с обеих сторон, колючке нет, все же государство дружественное!
Тем временем жизнь заставе кипит, есть на ней и собственные традиции, одна из них - футбол.
- Играем два раза в неделю, у нас две команды молодежь и «старички», пока больше выигрывали «старички», – подмечает Максим Юрьевич.
Время постепенно подошло к 20.00 завершились очередные пограничные сутки, и начали отсчет новые. Граница всегда на замке и под надежным дозором.