Какие ребята сегодня приходят в школу? Чем они отличаются от первоклашек других поколений? Чем могут помочь родители в первый год учёбы в школе? Ответы на эти и многие другие вопросы корреспондент Аиф в Оренбурге искал месте с Анастасией Колесниковой, педагогом-психологом оренбургской начальной школы №33.
Поколение «некст»
Евгений Чернова, «АиФ-Оренбург»: Анастасия Александровна, кто такие сегодняшние первоклашки? Правда ли, что они отличаются от детей других поколений?
Анастасия Колесникова: Действительно, дети сегодня не такие, как мы с вами и их родители. У них меньше развиты коммуникативные навыки. Они сложнее находят общий язык со сверстниками и педагогами. Если раньше будущие первоклассники много играли во дворе, общались с другими детьми, то сегодня в силу разных причин, они всё больше сидят дома за компьютерами. Свою роль здесь играет и беспокойство родителей за безопасность своих чад, из-за которого они не отпускают их одних на улицу, и занятость взрослых, которым сегодня проще позволить детям сидеть перед мониторами, чем самим организовывать их досуг. Кроме того, у них часто бывает завышенная самооценка, потому что им доступно огромное количество информации, и дети сразу начинают думать, что всё знают. Однако все эти знания не имеют системы, а значит дети не могут потом их грамотно применить.
- Но ведь всё это сказывается на готовности ребёнка к школе. Получается, почти все будущие первоклассники не готовы к новому этапу в жизни?
- Не стоит делать такие выводы. По своему опыту скажу, что практически все ребята готовы к школе и вполне комфортно будут себя чувствовать в первом классе. Важно, чтобы родители на этом этапе не пускали всё на самотёк и были рядом, поддерживали своё чадо. То, что дети сегодня не такие, как мы - суровая реальность, с которой нужно свыкнуться. Это не хорошо и не плохо. Просто так есть. Но им важно понимать, что они не одиноки, что их успехи важны и взрослым. Подготовить ребёнка к школе - это не только научить его писать, читать и считать. Важно, чтобы он психологически и морально был готов к новому этапу в жизни. А здесь большую роль могут сыграть и воспоминания родителей о своём школьном опыте. Если вы будете рассказывать ребёнку о том, как в школе было интересно и весело, то он меньше будет бояться, и его ожидания не будут связаны с негативом. Кроме того, важно правильно смотивировать его на учёбу. Ведь часто дети говорят, что хотят в школу не за знаниями, а потому что там не нужно спать днём или им тогда купят новый портфель.
Поверить в ребёнка
- Немало тревог перед 1 сентября и у родителей. Часто они связан с тем, что из-за новых образовательных программ они не смогут помочь своим детям делать уроки.
- Здесь важно понять, для чего вы включаетесь в этот процесс. Иногда это происходит из-за гиперопеки, когда родители всё стараются сделать за ребёнка. В школе он должен стать самостоятельным, должен понять, что учёба - это его работа, такая же, как у родителей. За взрослых никто не выполняет их обязанности, значит и за школьника никто не буде это делать. Второй момент - поверьте в своего ребёнка. Часто дети намного способнее, чем считают родители, и сами в состоянии справиться с заданиями, которые дают в школе. Если же действительно есть элемент непонимания какого-то материала, то не стоит бояться обратиться к учителю. Возможно, упущение какой-то темы не даёт теперь усвоить новый материал. И тогда надо просто нагнать программу. К слову, родителям не стоит забывать, что они могут посоветоваться и со школьным психологом.
К школе - без стресса
- Остались считанные недели до 1 сентября. Что сейчас стоит сделать родителям, чтобы уже настроить ребенка на то, что скоро в школу?
- В первую очередь, соблюдать режим дня. Понятно, что летом всем хочется отдохнуть и расслабиться, но спать лучше ложиться в одно и то же время. Не забывайте включить в распорядок 15-20 минут на закрепление элементарных знаний ребёнка - повторите буквы и слоги, если он уже хорошо читает, прочитайте с ним небольшой отрывок из книги. Вспомните счёт и простейшие арифметические действия. И делать это уже нужно не в игровой форме, а дать понять, что это занятие, такое же, как будет в школе, что к нему нужно подойти ответственно.
Такие приёмы помогут не только наладить распорядок дня, когда школа уже начнётся, но и разовьёт дисциплину, без которой успехов на уроке тоже будет добиться сложно. Главное, поддерживайте своего ребёнка, успокаивайте. Говорите, что верите в него и у него всё получится. Родителям нужно быть друзьями с детьми, доверять друг другу, тогда многие проблемы можно будет легко решить.
- Стоит ли ограничивать доступ ко всевозможным гаджетам именно перед школой?
- Я против резкого запрета, это станет новым стрессом для ребёнка, а ему их и без того хватает перед началом учебного года. Если режим дня выстроен правильно, то и сейчас будущий первоклассник проводит перед мониторами не больше 30 минут в день. Если по какой-то причине это время больше, лучше просто немного ограничить его, но не лишать компьютера. Попробуйте переключить интерес школьника на что-то, что потом поможет в учёбе - образовательные программы, игры на развитие логики. Если к 1 сентября и взрослые, и дети будут готовиться заранее и не устраивать истерики по поводу грядущих трудностей, то День знаний станет для всех настоящим праздником.
Досье
Анастасия Колесникова в 2009 году закончила Оренбургский педагогический университет по специальности «Педагог-пихолог». С 2010 года работала психологом в МОБУ «СОШ №62» г. Оренбурга. С 2014 года работает в МОАУ «НОШ №33» г. Оренбурга.