Как школьнику выстоять против толпы, как родителям не проглядеть ребёнка, корреспонденту «АиФ Оренбург» рассказала клинический психолог, руководитель Детского телефона доверия в Оренбурге Венера Рафикова.
На одной волне
Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Как безболезненно войти в учебный год?
Венера Рафикова: Хорошо, если родители начнут готовиться к школьному режиму на летних каникулах. Нужно укладывать ребёнка спать пораньше и пораньше будить. Заодно ближе к сентябрю следовало бы менять формы деятельности. Не делать все домашние задания в последние дни августа, а начинать заранее. В игровой форме можно готовиться к учёбе (как пример, предложить поиграть в школу). Заранее обговорите с детьми распорядок дня, чтобы они знали, что их ждёт, и испытывали ответственность.
Старайтесь чередовать уроки с минутками отдыха, не забывайте, что ребёнку необходим нормальный отдых (не на диване с планшетом, от чего точно не снимается утомление, а физическая активность). Очень важно быть рядом, не забывайте проводить выходные вместе. Понятно, у всех есть домашние дела, обязанности, поэтому важно расставить приоритеты: что важнее, накопившиеся заботы и проблемы или положительные эмоции ребёнка? Позвольте себе быть на волне детей.
- С какими переживаниями сталкиваются школьникам? По поводу чего чаще всего они звонят на телефон доверия?
- Самый актуальный вопрос у подростков и детей - вопрос взаимоотношений и любви. В детском мире, как и во взрослом, есть слёзы, обиды, зависть - всё по-серьезному. Только не хватает опыта, и главенствуют эмоции. Взрослые между тем относятся к проблемам детей как к чему-то пустяшному, что скоро пройдёт. А ведь может не пройти. Упустишь ребёнка, и неизвестно, чем это закончится.
Ребята начальных классов, к примеру, звонят в страхе идти домой из-за плохой отметки. Различные проблемы случаются и в благополучных семьях, статус или достаток здесь значения не имеют. Звонят как школьники, так и учителя по вопросам взаимоотношений в классе - особенно в сентябре-октябре. Ежегодно в апреле-мае очень много звонков, связанных со страхом перед экзаменами. Надо опираться на положительные стороны, исправлять проблемы и устранять пробелы в знаниях. Ведь судя по многим звонкам, ребят пугает не сам предстоящий экзамен, а подготовка к нему. Не нужно усугублять саму подготовку. После этого нам звонят ребята и говорят, что не хотят жить. Приходится долго беседовать с позвонившим ребенком, говорить о ценности его собственной жизни. Бывает, что родители, пытаясь сделать свое чадо «успешнее и умнее», водят детей на различные секции, кружки, потом ругают за плохую успеваемость в школе. А когда успевать, если дети физически истощены? Не надо делать из него семи пядей во лбу, важно принимать ребёнка таким какой он есть, с его недостатками и достоинствами.
Подставить плечо
- Венера, если родители чувствуют, что что-то происходит, но ребёнок им не говорит. Как установить контакт?
- Каждый родитель замечает изменения в своем ребенке: ребенок стал замкнутый, неразговорчивым, пропало желание идти в школу, получает плохие отметки, либо стал агрессивным, связался с плохой компанией. Любое проявление, не свойственное ребенку, уже о чём-то говорит. Нужно постараться выяснить причину изменений, поговорить с ним, попытаться его понять, что же происходит в его душе. Начинать выстраивать диалог и доверительный контакт необходимо еще с детства. Получил ли он двойку, разбил окно или подрался, ребенок должен знать, что мама и папа любят его, да поругают где-то, но и помогут в случае чего. К сожалению, не во многих семьях такие отношения. Доверие - тонкая вещь, и поломать его можно в три секунды. Установление контакта - дело ни одного дня и месяца, а всей жизни. Современная гонка «чтобы мой ребёнок был не хуже», отнимает у него ваши внимание и любовь. Спросите, как у него дела, вспомните о том, что для него важно.
- А всегда ли нужно вмешиваться в жизнь детей, приходить «разбираться» в школу? Как не сделать своего ребёнка маменькиным сыночком (дочкой)?
- Такое часто происходит в младших классах. Родители, пытаясь оградить от неприятностей, бегут разбираться, а над ребёнком в итоге могут начать смеяться. Нужно дать ребенку возможность самому научиться разрешать свои проблемы, то есть прививать ему чувство ответственности и самостоятельности. Другое дело, если ситуация сложная и без вас не справиться. Конечно, нам всегда хочется подстелить соломку, но ребёнку нужно давать право принимать решение самому. Если он набьёт себе шишку, в следующий раз он легче отыщет конструктивные пути выхода из конфликта. Вы же должны помочь мудрым советом и при необходимости подставить плечо.
«Дать в морду»?
- Ребёнка не принимают в новом коллективе, как ему научиться противостоять толпе?
- Многие взрослые не могут сказать «нет», что говорить о маленьком ребёнке. Для начала нужно разобраться, почему так относятся именно к вашему ребенку. Поговорить с классным руководителем, психологом, если он есть. Если причина во внешности, надо постараться устранить поводы для смеха: быть опрятным, следить за гигиеной. Если ребёнок одинок, нет друзей, нужно помочь создать ему круг общения: приглашать ребят к себе домой, организовать праздник, где будут присутствовать сверстники.
Если же проблема не в тебе, а в тех, кто решил над тобой поиздеваться, решение другое. Одному трудно выстоять против всего коллектива. Веник легче ломать по прутику. Ребёнку нужно попробовать поговорить один на один с тем, кто его травит. А для уверенности взять с собой друзей - группу поддержки. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, вспомнить ситуации, с которыми он справился сам, дать верный настрой, чтобы в следующий раз он смог решить её.
Здесь не работают советы типа «дай в морду», в ответ могут ударить ещё сильней. Языком можно поставить на место так, что и кулаки не нужны будут. Важно научить детей разговаривать и договариваться.