Справедливости ради нужно заметить, что подобная возможность гипотетически была у местных парламентариев и раньше. Во всяком случае, пункт о возможности проведения депутатских расследований был внесён в «Положение о постоянных депутатских комитетах Законодательного Собрания» аж в 2002 году. Однако за десять лет активной деятельности народные избранники «превращались» в следователей лишь однажды - в июне 2007 года. Тогда из-за незаконной врезки был повреждён продуктопровод и пол-Оренбурга задыхались от запаха газа. Конкретные виновные ЧП, повредившие трубу, впрочем, так и не были найдены: пинкертоны из «слуг народа» оказались неважные.
Неподсудный суд
Председатель областного парламента Сергей Грачёв объяснил: депутатские расследования не пользовались популярностью потому, что не был чётко прописан механизм их проведения, а так же не указан круг лиц, которых можно привлекать к такому следствию.
Новый закон подобную оплошность устраняет и даёт чёткие указания: депутатскому расследованию не подлежит деятельность судов, органов дознания и предварительного следствия и высшего должностного лица области. Кроме того, народные избранники не могут касаться хозяйственных и уголовных споров, заменять собой прокуратуру и полицию. Зато в юрисдикции депутатов - вести расследования общественно-значимых событий, их фактов и обстоятельств. Например, в случае крупных катастроф или техногенной деятельности, наносящей вред многим жителям области. (утилизация снарядов на полигонах, запуск космических ракет с Ясненского ракетодрома и т.д.).
Семь «самураев»
Одиночкам - «сыщикам» в ЗакСобре работать не дадут: проводить депутатское расследование разрешается только специально созданной комиссией в составе не менее семи депутатов. Так же запрещено отвлекать на эти цели более 13 парламентариев. Итоги «следствия» будут заслушиваться на заседаниях областного парламента, после чего собранные материалы передадутся в прокуратуру. Некоторых оппозиционных депутатов особенно возмутил тот факт, что вне поля зрения парламентского расследования остаются силовые органы (особенно в свете последних событий в Казани) и высшие должностные лица области. Впрочем, Сергей Грачёв на это возразил: парламент не должен становится судилищем, и уж тем более не заниматься расследованием чистой уголовщины. Согласятся или нет с ним депутаты - покажет время. В мае закон пройдёт ещё два чтения, и в него могут быть внесены существенные поправки.