Только за прошлый год инспекторы ДПС «выловили» почти 13 тысяч тех, кто любит покататься под хмельком. По словам начальника областного управления ГИБДД Валерия КОВАЛЕНКО, единственным действенным средством против подобного правонарушения может быть конфискация автомобиля из-под пьяного «седока».
Превентивные меры
- Таких административных мер, как резкого увеличения штрафов - до 30 тысяч рублей за езду в нетрезвом виде и лишение права управления на 1,5-2 года хватило примерное на год, - рассказывает Валерий Коваленко. - В 2012 году мы видели, что число водителей, задержанных в нетрезвом виде, резко упало. Но уже с 2013-го начался постепенный рост. То есть налицо тот факт, что ни штрафы, ни лишения «прав» уже не помогают сдержать вал этих нарушений. Тот, кто ездит пьяным, будет это делать и впредь, если не принять меры к недопущению его за руль. Как один из вариантов такой превентивной меры - просто конфисковывать на год-два автомобиль. Думаю, в этом случае он и сам подумает, ехать ли нетрезвым, а тем более - на чужой машине. Владелец просто не решиться доверить ему своё авто.
В целом же, по словам главного госавтоинспектора, в минувшем году аварийность в области даже снизилась на 2%. Но при этом наблюдался резкий всплеск числа ДТП со смертельным исходом - на дорогах Оренбуржья за 12 прошлых месяцев погибли 378 человек. Это на 17% больше, чем за аналогичный период 2013-го.
- Особенно трагичными были два последних месяца года, - объясняет Валерий Коваленко. - Вы, наверное, помните, что ноябрь и декабрь ознаменовались целой чередой крупных аварий на федеральных и областных трассах, где гибли люди. Водители не справлялись с управлением, выезжали на полосу встречного движения, а лобовые столкновения - самые страшные. При этом в городах число пострадавших и погибших, наоборот, снизилось.
Забор от пешехода
Почему снижается травматизм в городах - объяснить можно и не прибегая к сложному анализу. Каждый год автопарк области прирастает в среднем на 18%, а следовательно, всё сильнее растёт нагрузка на городские улицы. Автопробки, которые раньше возникали лишь в часы пик, теперь не рассасываются на основных магистралях областного центра весь день и даже в выходные. Отсюда - общее снижение скорости движения: в пробках сильно не разгонишься! Так что нет худа без добра: если и случаются в городе «тычки», то они, как правило, незначительны и угрозы здоровью и жизни водителям и пассажирам не представляют.
Иная ситуация - пешеходы. По их вине в 2014 году произошло почти три сотни аварий, в которых погибло 45 человек и ранено 265. Причём понятно, что сбивают людей в основном как раз в городах. И здесь руководство ГИБДД считает, что оренбургским властям есть смысл вернуться к практике установки разделительных ограждений на самых оживлённых проспектах и улицах.
- Оренбуржцы наверняка ещё помнят те времена, когда на Чкалова, на разделительном барьере стоял забор, из-за которого было невозможным пересечь эту улицу пешеходу, - говорит начальник УГИБДД. - Это было не очень эстетично, согласен, но в итоге спасло не одну жизнь. Сейчас забора нет, и мы регулярно отмечаем случаи, когда пешеходы перебегают эту оживлённую магистраль, хотя есть и регулируемые переходы, и подземные. Нередко при этом они попадают под колёса машин - буквально неделю назад как раз был такой случай, человек попал в больницу.
ГАИ совместно с администрацией Оренбурга разрабатывают и внедряют довольно масштабную программу, позволяющую разгрузить опасные и аварийные места, а так же увеличить пропускную способность улиц города. Но, как всегда, всё упирается в деньги. Есть планы по строительству многоуровневой развязки на перекрёстке улиц Шевченко и проспекта Победы, большого транспортного кольца на перекрёстке Родимцева и Театральной, моста в Южный в районе ул. Степана Разина. Сумма затрат на них исчисляется в 15 миллиардов рублей - а это без малого полтора городских бюджета. Когда будут найдены такие средства и из какого кармана - вопрос. Но без реализации этих проектов Оренбург через три-четыре года просто задохнётся в пробках…