342

Директор цирка: о ремонте, семейном воспитании и человеческом факторе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. "АиФ в Оренбуржье" 14/08/2013
Фото из архива Оренбургского государственного цирка

 Когда оренбургские циркачи получат новое здание? Как цирк укрепляет семьи? Почему животные - практически главные артисты манежа? На эти и другие вопросы ищем ответы вместе с Евгением ТЕРЕЩЕНКО, директором Оренбургского государственного цирка.

Семейный досуг

- Евгений Иванович, уже два года Оренбургу обещают новое здание цирка. Даже место выбирали, где оно будет строиться, но до сих пор ничего не слышно о начале работ. В чём дело?

- Проект разрабатывается по плану, никаких задержек в этом вопросе нет. Что касается решения проблемы реконструкции здания на более высоком уровне, то из-за смены руководства в Росгосцирке оно ненадолго повисло в воздухе. Но сейчас уже всё снова работает в отлаженном режиме. Не буду говорить о сроках, чтобы в случае каких-то задержек у оренбуржцев и гостей нашей области не сложилось впечатление, что их обманывают, но в приведении в порядок зданий российских цирков, в том числе и оренбургского, сегодня заинтересованы на самом высоком уровне. Идея исходила от президента, и теперь её поддерживают депутаты, региональная и городская власти. Сейчас уже решено, что цирк останется на прежнем месте, но будет проведена масштабная реконструкция здания.

- В этом году исполняется 10 лет с тех пор, как вы заняли должность директора цирка. Что изменилось за это время?

- Во-первых, изменилось время, и сегодня снова пытаются вернуть традиции семейного отдыха и культурного досуга. Кроме того, за это время нам удалось не только привести в порядок фасад здания и улучшить условия как для артистов, так и для зрителей, но и повысить уровень самого цирка. Если раньше цирк не мог порадовать зрителей программами с технически сложными номерами или экзотическими животными, то сейчас у нас новое световое и звуковое оборудование, появились загоны для животных, и оренбуржцы уже знают, что показывают в столичных цирках, только смотрят это у нас на манеже. Конечно, нельзя бесконечно латать старый пиджак - его хоть и можно носить, но новым он от этого не станет, поэтому реконструкция нам нужна, как воздух.

- Тяжело возрождать то, что было потеряно?

- Не то слово! После того, как в 90-е годы мы потеряли не только цирк, но и всю культуру в целом, заманить народ обратно невероятно тяжело. Тяжело убедить артистов, что наша работа ещё нужна, что даже в старом здании и без отопления мы можем создавать праздник. Ведь цирк - это практически единственный действительно семейный вид досуга. К нам ходят семьи из нескольких поколений, и каждый может найти номера, которые интересны именно ему. Дети радуются животным и клоунам, мамы и бабушки видят в гимнастках и акробатах воплощение детской мечты о лёгкости, а папы и дедушки могут увидеть настоящих мужчин, которые голыми руками тянут машины и держат на плечах по несколько человек. Кроме того, после возвращения домой семья долго обсуждает увиденное, каждый делится впечатлениями, а это ещё один шаг к сближению в семье, а значит и к её укреплению. Вот так шутя, мы способствуем сохранению «ячейки общества» (смеётся).

Животным - быть!

- Одно время бурно обсуждали вопрос о том, должны ли в цирке быть животные и насколько это гуманно…

- Цирк без животных - это вообще не цирк. Ведь это искусство зарождалось именно с номеров с животными - гладиаторы, сражающиеся с тиграми, русские балаганы с медведями. Сейчас эти формы уже давно перешли от подчинения зверей к взаимодействию с ним. Дрессировщики практически договариваются со своими воспитанниками о том, на каких условиях они согласятся выполнять тот или иной номер. В нашем цирке живёт бегемот, он единственный представитель своего рода, который может садиться на задние лапы, сложив на груди передние. И этого добились не угрозами или жестокостью, это настоящий пример того, как человек и зверь находят общий язык.

Я не оправдываю тех, кто действительно издевается над животными. Такие случаи бывают, но ведь давно известно, что идиоты не делятся по национальному признаку или профессии. Думаете, войны на Ближнем Востоке или развал СССР - это дело рук умных людей? Вовсе нет, но это не значит, что все такие. То же самое и у нас. Если из цирка исчезнут животные, то наше искусство потеряет такую функцию, как воспитание молодого поколения. Ну где ещё дети увидят, насколько умны животные? Где ещё они познакомятся с примером гуманного отношения к меньшим братьям. Тот, кто видел, на что способны те же кошки, собаки и лошади, никогда не будут издеваться над брошенными котятами и не вырастут жестокими.

- Знаменитый цирк Дю Солей работает без животных и пользуется большой популярностью…

- Я бы не назвал это цирком в классическом понимании. Это один из примеров, когда на манеж привнесли драматургию, но в советском цирке, а потом в цирке уже современной России этот опыт не прижился. Дю Солей - представление для определенного округа зрителей. Детям там вряд ли понравится, да и взрослые, думаю, далеко не все получат удовольствие. Успех циркового выступления - это горящие глаза, прикованные к манежу, это зритель, которому не нужно рассуждать о том, что происходит на арене, это эмоции, переживая которые буквально теряешь счёт времени.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах