Хроника фестиваля «Восток&Запад»: день первый, фильм «Лимбо»

Фото: АИФ

Фильм режиссёра Марии Сёдал, созданный в копродукции трёх стран Норвегия, Швеция, Тринидад и Тобаго, поднимает ту же проблему, что остальные картины международного конкурса - взаимоотношения востока и запада, Европы и Азии, человеческие проблемы, независимо от национальной и религиозной принадлежности.

   
   
Мария Сёдал

 Сразу оговоримся: посмотреть все фильмы конкурса в силу плотного графика конкурсной программы у нас не получится. Мы будем рассказывать о тех, на которые удастся попасть.

У великого Данте Алигьери лимбом был назван первый круг ада, в который попадают вполне добродетельные люди, вынужденные страдать в силу предложенных им жизнью обстоятельств. В него, скорее всего, и вошла главная героиня, приехав из Норвегии к мужу в Тринидад. Соня не может смириться с тем, что всю работу по дому выполняют слуги, что её детей за проказы, пусть и серьёзные, в католической школе могут отшлёпать по рукам, что у её дорогого Ю был роман с коллегой, пока она с детьми жила в Норвегии и ухаживала за больной мамой.

«Лимбо» - первый полнометражный фильм норвежского режиссёра (до этого она снимала успешные короткометражки), которая получилась не совсем «норвежской». Нагнетание атмосферы начинается практически с первых кадров. Правда, трагическая развязка оказывается несколько неожиданной, хотя до определённой степени предсказуемой. Соня, чтобы разобраться в себе и ситуации, ушла на время в монастырь. Но даже этого выбора нет у её новой подруги Шарлотты, муж которой всю жизнь работает по контрактам и каждые три-пять лет они вынуждены переезжать с места на место, из страны в страну. Ощущение «перекати-поле», у которого нет дома, приводит Шарлотту на «дорогу без возврата» в великий христианский праздник - Рождество. Этот трагический шаг вроде бы заставляет Соню и Ю по-новому взглянуть на свою семью…

Предваряя показ картины программный директор Сергей Лаврентьев просил зрителей обратить внимание на шведку Лену Эндре, исполнившую роль Шарлотты: «Она была последней любимой актрисой легендарного режиссёра Ингрида Бергмана. Она относится к тем актёрам, которые едва появляются на экране и сразу что-то происходит». Это «что-то» держит в ожидании все 102 минуты. Если отвлечься от того, что говорят герои картины, так сказать, «выключить звук», понимаешь: они не переигрывают, в образ попадают даже дети, игра которых нравится отнюдь не потому, что актёры в столь юном возрасте в принципе не могут вызывать отрицательных эмоций.

На открытии фестиваля его президент Татьяна Воронецкая сказала, что «одна из главных целей кинофорума - показывать хорошее кино, сложное, такое, чтобы душа работала». Жаль, что чаще всего душу заставляют работать картины, в которых хоть и есть «свет в конце туннеля», но продираться ему приходиться сквозь такую «житейскую беспросветность».

Немного обидно, что прожить «этот путь» вместе с кино приходит посмотреть не так много зрителей. Оно и понятно: сеансы идут в самый разгар рабочего времени. Но почему масштабное и важное событие культурной жизни региона игнорируют студенты, в первую очередь, института искусств, для которых фестиваль мог быть стать «живым учебником?

 

Смотрите также: