Теперь отцу, вступившемуся за сына, грозит до трёх лет колонии. А педагогическая и родительская общественность Оренбуржья недоумевает: что происходит с нашими детьми, а главное - как остановить ту волну агрессии, которая «накрывает» некоторые школы.
На эту тему мы сегодня беседуем с гостем нашего номера, председателем Городского родительского комитета областного центра, многодетной мамой Еленой ЛИПКИНД.
Поколение из «ящика»
-АиФ Оренбург: Елена Владимировна, самый первый вопрос. Что происходит с нашими детьми? Откуда такая жестокость?
- Елена Липкинд: У детей в раннем подростковом возрасте действительно меняется характер, обостряются «углы восприятия», появляется внутренний протест, резкость в суждениях. Это естественный процесс, который - уверена - наблюдал каждый родитель, у кого есть дети-подростки. Помните, в психологии даже термин такой есть: «трудный возраст». И я не стала бы здесь драматизировать ситуацию и «нагнетать атмосферу».
Другой момент, конечно - это уровень агрессии. В последние годы он весьма высок, и тому есть нехитрое объяснение. На наших детей с экранов телевизоров, из Интернета, компьютерных игр льётся гигантский поток негатива, криминала… Драки, убийства, унижения, жуткие новости - всё это стало привычным информационным фоном. Даже взрослые поддаются этой атмосфере ожесточённости, а что уж говорить о детях….
- АиФ Оренбург: Вы считаете, что решать эту проблему должны именно родители? А школа должна давать только базовый объём знаний, предусмотренный образовательным стандартом?
- Е.Л.: Ни в коем случае! Здесь нужна совместная работа. Более того, проводимая сейчас реформа образования прямо предполагает партнёрскую работу над обучением и воспитанием детей. Общественности даются очень большие полномочия, в частности, представители родительских комитетов могут входить в Наблюдательные советы школ, принимать участие в разработке и корректировке образовательных и воспитательных программ. И большая ошибка отказываться от такой работы, занимать позицию «моя хата с краю», мол, я отдала вам ребёнка в школу - вот учите его и воспитывайте, а мне с вашими проблемами не докучайте. Это в корне неправильно!
Цена спокойствия
- АиФ Оренбург: Есть ли примеры, когда родительские комитеты налаживали хорошее взаимодействие со школьной администрацией и таким образом гасили конфликты в классах?
- Е.Л.: Да, конечно. Вот буквально недавно мы с секретарём нашего Комитета были в школе №32, изучали, как у них выстроена внешкольная работа. Вывод прост - детей нужно занимать спортивными, общественными мероприятиями, они должны «выплёскивать» избыток своей энергии на полезные дела, а не на конфликты и иерархические игры. Так вот, в той же 32-й школе в рекреациях стоят теннисные столы, всю перемену дети там гоняют мячики. Очень много проводится патриотической работы: например, школьники во время каникул ездят в Курскую, Ленинградскую и другие области, где проходили бои во время Великой Отечественной войны. Там они участвуют вместе с родителями, педагогами в поисковых отрядах, и изучают историю нашей страны не только по учебникам, а наглядно. И поверьте - в таких классах, кто по две недели жил вместе в палатках, ночевал у костра - драк и взаимных унижений практически не бывает. Вот вам и ключ к разрешению той проблемы, о которой вы ведёте разговор.
- АиФ Оренбург: Но это, видимо, какая-то привилегированная школа…
- Е.Л.: Вовсе нет. Это обычное среднее учебное заведение. Не гимназия, не лицей. Простая, не очень большая, школа.
- АиФ Оренбург: А где взять деньги на те же теннисные столы, на поездки? Опять собирать с родителей?
- Е.Л.: Я понимаю, что финансирование - это болезненный вопрос. Если говорить про вышеозвученный пример, то там деньги поступали и за счёт субвенций, и за счёт взносов родителей на счёт общественной организации, которую сами же родители и создали при этой школе. Одним словом, было бы желание и цель - а реализовать её можно совместными усилиями. (Кстати, у нас уже примерно половина образовательных учреждений города, не только школ, но и детских садов, и секций дополнительного образования, имеют свои общественные родительские организации.)
Конечно, без родительских взносов не обойтись. Но деньги аккумулируются на банковском счёте и расходуются строго по целевому назначению. И считаю совершенно разумным, чтобы те средства, которые были запланированы, скажем, на отдых ребёнка у моря где-нибудь в Турции, были направлены на гораздо более увлекательную поездку-экспедицию по памятным и святым для каждого россиянина местам.
Где искать помощи?
- АиФ Оренбург: Так что же всё таки делать тем родителям, чьи дети подвергаются психологическому давлению, унижению в классе?
- Е.Л.: Очень хороший вопрос. Я даже считаю, что необходимо напечатать и раздавать родителям специальные методички на случай возникновения школьной агрессии. А мой ответ таков: в первую очередь не пытаться «замолчать» проблему и уж тем более не решать её так, как это сделал тот папа из Орска. Нужно немедленно обратится к социальному педагогу, к школьному психологу…
- АиФ Оренбург: А если психолога нет?
- Е.Л.: По штату минимум один психолог на школу должен быть… Не бойтесь и не стесняйтесь с ним встречаться, на первых порах можно даже без ребёнка. Поднимайте общественность - для этого созданы специальные конфликтные комиссии. Если решить проблему не удаётся, обращайтесь к нам, в Городской родительский комитет, в Интернете найдёте и наш сайт, и контакты.
И, конечно, самое главное: не забывайте почаще говорить своим детям, как вы их любите. Ведь они только внешне все такие «ершистые» и самостоятельные. А в душе всё равно у них нет никого ближе, чем мама и папа. И родительскую любовь им не заменит никто.