Когда впервые зашёл разговор о необходимости преподавания младшеклассникам основ религий или светской этики, раздавалось много возражений: под толерантностью некоторые ошибочно понимали безразличие, хотя на самом деле она означает терпимость.
Этика победила религиозные аспекты?
До того, как новый предмет стал частью оренбургской образовательной программы, он в течение трёх лет апробировался в 12 российских регионах. Несмотря на это, у педагогов и родителей школьников до сих пор остаётся масса вопросов. Один из самых частотных: «Зачем в светском государстве нужно знакомить с основами религий?».
В принципе хорошо образованный человек должен иметь такие знания в своём багаже. Без понимания религиозных аспектов очень сложно до конца прочувствовать и осмыслить многие произведения искусства: живописи, скульптуры, литературы, например идею непротивления злу насилием Фёдора Достоевского.
Однако если ребёнок и родители категорически против религиозных знаний, можно выбрать модуль «Основы светской этики». На этих занятиях детей должны обучить правильному поведению в общественных местах, за столом, в компании. Кстати, за него «проголосовало» больше всего маленьких оренбуржцев - из двадцати с лишним тысяч около 53%. С основами православной культуры решили ознакомиться 23,5 % детей. Историю мировых религиозных культур будут изучать 18,7 %. Еще 4% выразили желание познакомиться с основами мусульманской культуры, восемь человек - основы иудейской, один - буддийской. Что для малыша ценнее, родители вместе с ребёнком решают на семейном совете. О своём решении школу они уведомляют заявлением, в котором сообщают, какой модуль из предложенных кажется им интереснее всего.
В приоритете - широкий кругозор
«Оренбуржье неплохо готово к введению нового курса, - заметила заместитель министра образования области Ольга Озерова. - В этом году мы «обкатаем» его у себя, чтобы в следующем году, когда вся страна будет вводить его в образовательный процесс, он пошёл безболезненно. За лето, если надо ещё подучим педагогов, отберём лучшие методические разработки, которыми смогут воспользоваться коллеги».
Не стоит волноваться, что специалистов на всех не хватит: для малокомплектных школ подготовлено по одному учителю, для крупных - по два и более. Для «переподготовки» отбирались лучшие педагоги: в основном гуманитарного склада ума и обязательно высшей категории, что априори предполагает несколько иной, более широкий кругозор. Что примечательно, эти педагоги обязаны знать материал по всем шести модулям. И доносить его до учеников без фанатизма, но и без излишней лёгкости. Представителей духовенства до этой «миссии» решено было не допускать: важно, чтобы дети получили целостное культурологическое представление, а не религиозную картину мира. Однако это не означает полный отказ от помощи священнослужителей: при необходимости они разъясняют сложные моменты педагогам.
Новый курс предполагает научный подход, сотрудничество детей с родителями, преподавателями. За «основы» не будут ставить отметок, но последние пять часов из 34 отведённых отданы под защиту школьниками творческих проектов (индивидуальных или групповых). Педагоги рассчитывают, что ученики в силу своего юного возраста и интереса к истокам и традициям семьи, народа, страны, который должны пробудить в них учителя, прогуливать занятия не станут.
Отчасти введение нового курса похоже на проведение «среза знаний» учеников по окончании начальной школы. Результаты этих работ на итоговые оценки по предметам не влияют, но помогают педагогическому сообществу увидеть «пробелы», на которых прежде по той или иной причине внимание прежде не было заострено. «Основы» позволят устранить «белые пятна» в понимании мирового культурного процесса.
В министерстве образования обещают, что новый предмет не увеличит нагрузку для детей - занятия планируется проводить в рамках «классного часа» или внеклассной работы. В принципе уроки можно интегрировать, например, с «окружающим миром».
КСТАТИ
Не возбраняется одному ученику осваивать параллельно несколько модулей или, решив, что ему интереснее всё-таки модуль, переключиться на изучение иной дисциплины. В каждом отдельном случае чиновники от образования и педагоги постараются находить самое оптимальное решение: «Ребёнка в тяге к знаниям никто не будет ограничивать». Правда, пока заявлений с пожеланиями прослушать сразу несколько модулей в Оренбургской области пока не поступало.