«АиФ Оренбург» продолжает рассказывать о малых селах, которые сохраняются на карте региона благодаря тому, что последние преданные жители не разъезжаются, а остаются в родных местах. На этот раз корреспондент побывал в двух селах Новосергиевского района.
Туда, где детство прошло
По официальным данным еще в 2015 году в селе Боголюбовка числилось семь жителей на восьми дворах. Сейчас по факту в деревне осталось только два подворья.
«У нас тут по сути два с половиной человека живет, - в шутку говорит глава Нестеровского сельсовета Новосергиевского района Владимир Карагодин. - Две семьи осталось, да несколько человек наездами бывают. А деревня богатую историю имеет, ей не одна сотня лет, да и люди здесь удивительные - из села поэт и писатель вышел, художники был».
О том, как жили люди в Боголюбовке в лучшие времена, рассказывают ее старожилы - Виктор Грачев и Тамара Захарова. Оба всю жизнь прожили на этой земле, отдали ей немало сил, но уехать отсюда даже мысли не было.
«Моя мать когда-то рассказывала, что деревня наша насчитывала 375 дворов, - рассказывает Виктор Иванович. - Я родился не здесь - отец был военным, а потому нас носило по всей стране, но в 1947 году мы переехали сюда. Здесь я учился, здесь же женился, дети родились».
Сейчас с Виктором Ивановичем в одном доме живет его племянник Сергей. Он окончательно перебрался в Боголюбовку весной этого года.
«Не мог я дядю бросить одного здесь, - говорит он. - Родной дочери непросто сюда перебраться, у нее свои дети, которых поднимать нужно, отца она не бросает, но быть рядом постоянно пока не может. А я всю жизнь мечтал вернуться в эту деревню. У меня же здесь все детство прошло».
Без школы нет села
Буквально через несколько дворов от Грачевых живет семья Захаровых - Тамара Васильевна с сыновьями. И если Виктор Иванович с Сергеем пока ограничиваются только собственным огородом, то Захаровы до сих пор держат немалое подворье - две коровы, телка, утки, куры и даже кролики.
«Было шесть баранов да лошадь, но их увели, - сетует Тамара Васильевна. - Пока силы есть, буду хозяйство да огород держать».
Трудолюбие у Захаровой в крови, с молодых лет она - передовик колхоза, дояркой и телятницей ставила стахановские рекорды. Ей уже под 80 лет, но сидеть без дела и сейчас не может.
Выйдя замуж, Тамара поехала за мужем из родного села, хотя оба родились здесь, но решили поискать лучшей жизни на чужбине. В итоге все равно вернулись в Боголюбовку.
«В жизни всякое было - и хорошее, и не очень, - говорит она. - Пятерых сыновей родила, двоих из них схоронила, работала много, а как отдых - песни пела. Вот только бежать мне нужно, там племянник в гости приехал».
Тамара Васильевна легко поднимается из-за стола и бежит через двор Грачевых к себе.
О селе продолжаем беседовать с Виктором Ивановичем.
«У нас церковь была огромная, колокольня на 33 метра высилась, ее видно было за 5 километров, - говорит старожил. - Во времена борьбы с религией еще до моего рождения колокольню снесли, а храм под склад оборудовали. Но сруб ее до сих пор в деревне стоит».
В 80-х годах начинается упадок для Боголюбовки - все пошло с закрытия школы.
«Тогда в Нестеровке открыли интернат, куда детей отправляли учиться на всю неделю, - рассказывает Грачев. - Летом эти пять километров пешком ходили, а в холода на телеге возили. Да кто же из родителей со спокойным сердцем своего дитя отпустит, особенно первоклассников?»
Вот и начали люди переезжать поближе к школе, чтобы и детям проще было добираться, и надолго с ними не расставаться. В итоге остались в Боголюбовке одни старики.
«Я ваш Оренбург вообще не знаю, - признается Виктор Иванович. - Ни разу там не был, да и не тянет. На родной земле все родное. Куда мне теперь отсюда, тут и родители мои лежат и родня вся. И мое место здесь».
В Боголюбовку раз в неделю привозят свежий хлеб, дважды в неделю приезжают почтальоны, врач - по первому звонку председателю сельсовета, дороги зимой чистят, людей не забывают.
«Каждую весну село на 10-12 дней отрезает половодьем, - говорит Владимир Карагодин. - Мы к этому периоду готовимся, люди запасают провизию, мы готовим лодки на всякий случай. У меня каждый день начинается с того, что я звоню в Боголюбовку и Кодяковку, чтобы узнать, что нужно людям».
Свадьба без регистрации
Кодяковка - еще одно небольшое село в районе. Два года назад в нем числилось больше 20 дворов, сейчас осталось только 12, постоянно живут не больше 30 человек. История у села примерно такая же, как у Боголюбовки. Примерно в одно время в селах закрыли школы, люди потянулись ближе к крупным деревням. Но и в Кодяковке остались свои старожилы, которые не променяли родную землю. Александр Гальцов всю жизнь проработал бригадиром в колхозе, он и сейчас не сидит на месте, следит за тем, как живет село, хоть и осталось в нем немного жителей.
«Деревня у нас прекрасная была, вы не смотрите, что сейчас все заросло, у нас тут и сады были, и поля, - рассказывает Александр Ефимович. - Было, где работать, трудились мы чуть ли не круглые сутки, особенно во время страды».
Но и про отдых не забывали. По молодости ходил Сашка на танцы, да рассказали ему друзья, что в деревне девушка новая появилась из соседнего села.
«То моя Клава была, - с теплом вспоминает Гальцов. - Я быстро решил посвататься к ней, а после этого и за свадьбой дело не стало».
Вот только не подумали молодые, что брак официально зарегистрировать надо, свадьбу отгуляли, а документов о создании новой семьи не было.
«Мы так почти 15 лет прожили, пока дочка старшая Наташа не стала обижаться, что носит фамилию матери, не могла она в школе объяснить, почему так, - продолжает Александр Ефимович. - Расписались с Клавдией Федоровной официально. Всего мы с ней 53 года вместе прожили».
Сейчас Гальцов живет один в своем доме, держит небольшое хозяйство из птицы, всюду его сопровождает верная собака. Дети разъехались, но недалеко - в соседних деревнях живут, работают, отца навещают.
«Нет страшнее дела, чем одному в жизни остаться, - вздыхает Александр Ефимович. - Раз в неделю хожу на могилу жены, все спрашиваю, почему она меня одного оставила. Но и уезжать отсюда не собираюсь. Куда уже на старость лет ехать? Да и жизнь моя здесь прошла, видимо, здесь и закончится».
Несмотря на непростую судьбу, ни в Боголюбовке, ни в Кодяковке люди не теряют оптимизма. Верят в то, что нашли свое место, что сделали все для родного села. А еще уверены - пока есть хоть один жилой двор на деревне, есть у нее будущее.