Примерное время чтения: 8 минут
217

Пошлые конкурсы выходят из моды. Как изменилась индустрия развлечений?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ в Оренбуржье 14/12/2022

На носу – новогодние праздники. Большинство россиян выбирает встречу Нового года в кругу семьи, но до боя курантов многих ещё ожидают корпоративы.

О том, как изменился подход к их организации, у кого предпочитают учиться ведущие, часто ли предлагают выпить и как отдыхают те, чья работа – чужие праздники?

Об этом рассказывает ведущий с 12-летним стажем Андрей Рязанцев.

Реже и дешевле

Анна Мурзина, «АиФ Оренбург»: Какие основные отличия в организации праздников этого года с прошлым – позапрошлым?

Андрей Рязанцев:  Увы, коллеги говорят о том, что однозначно есть тенденция к снижению количества заказов. Более того – некоторые клиенты, зарезервировавшие даты в начале осени ли даже ещё летом, сейчас перезванивают и отказываются от заказа. Вероятно, на бизнес подействовали призывы представителей власти отказываться от новогодних праздников, и направить эти освободившиеся средства на нужды армии.

Большинство же тех, кто решил все-таки праздновать, идёт по пути экономии – есть сокращение затрат на корпоративы. Раньше дополнительно могли заказывать артистов, музыкантов, различные шоу, сейчас спрос на артистов снизился – только ведущий, и всё. Некоторые раздумывают даже над тем, приглашать Деда Мороза или нет. Есть и те, кто переместили корпоратив из ресторанов в свой офис – тоже из-за решения сократить затраты.

- Какие пожелания бывают у клиентов? Или просто «чтобы было весело»?

- Сильно пожелания не изменились, они примерно те же, что и раньше. Из тенденций – повысился спрос на темы из ностальгии по культуре СССР или 90-х годов. Это музыка, телепередачи, фильмы тех лет, яркие наряды – пионерия, фиолетовые лосины, пышные прически, клипсы.

Кто-то не заморачивается никакими темами – нужны развлечения, и все. Это самый простой путь, ведущий готовится сам. Но некоторые над корпоративной культурой здорово работают. Иногда устраивают официальную часть, в которой, к примеру, вручают сотрудникам поощрения, грамоты по результатам года. Вообще, конечно, ведущему желательно знать нюансы работы организации, и разбираться в них. Ведь для коллектива милее всего, когда говорят о его внутренних темах, о которых посторонний человек и не знает, а для них это что-то очень актуальное. Приверженцы такого подхода обычно не ограничивается только одним новогодним корпоративом, но в течение года устраивает и другие корпоративные мероприятия – конкурсы, праздники.

Вообще, на праздниках бывает разная специфика, и в точности предугадать всё заранее невозможно. Вот отмечают, к примеру, юбилей, виновнику торжества – 55 лет. Одна компания хочет посидеть, поговорить, танцевать не поднимешь. А бывает такая компания, которая по тому же поводу просто «на ушах стоят» – и в конкурсах участвуют, и поют, и танцуют, и сценки разыгрывают.

То, каким конкретно получится праздник, зависит от привычек гостей. В трудовом коллективе, люди часто подбираются с похожим друг на друга складом. Определённая разнородность, конечно, всегда есть, но есть и общие характеристики. Например, программисты вряд ли пойдут хороводы водить. Это обычно ребята замкнутые, не публичные. Но они с удовольствием поучаствуют в интеллектуальных викторинах. А инжиниринговые компании, строители, промышленники – те готовы к более активному отдыху. Подстройка ведущего происходит на ходу, автоматически – ты просто видишь, какие игры, конкурсы конкретно для этой компании будут самое то.

Учить и учиться

- Сценарий ведущего – это интеллектуальная собственность, ведь в него вкладываешь свой опыт, знания, фантазию. Бывают попытки своровать его?

- Да, конечно, это ценность, и её пытаются защитить. Особенно это делают те, кто продаёт свои навыки, как товар. Дело в том, что некоторые ведущие страны уже почти полностью переключились с ведения праздников на проведение мастер-классов и на продажу творческого материала ведущим из других городов. Это уже развитый вид бизнеса. Кстати, гастролировать по регионам им приходится из-за интересной специфики: например, мы, ведущие Оренбурга, практически все друг друга знаем. И если кто-то вдруг внезапно решит продавать за деньги свои наработки коллегам, будет довольно сложно это сделать, потому что «нет пророка в своем отечестве». А вот если он же поедет в другой город, где у него нет прямых конкурентов, то многие будут уверены, что ему есть что сказать, и можно почерпнуть для себя что-то новое. Так, к нам приезжает много гастролёров – в основном, из столиц, но есть и из других крупных городов. Потому как менять материал необходимо, невозможно работать с одним и тем же сценарием из года в год. У меня подход другой – как бывший КВНщик, я привык сочинять новое сам – смешиваю и модернизирую популярные конкурсы, придумываю новые, делаю видеоигры. Кстати, Быть разными нам не сложно – мы, ведущие, редко видим друг друга в процессе работы. Так что, если нет конкретной цели «увести» чьи-то идеи, сделать это довольно трудно.

Фото: Из личного архивa

- Есть ли запрос на пошловатые конкурсы, двусмысленные игры или общество взрослеет?

- Я думаю, «взрослеет» не общество само по себе, а индустрия развлечений в широком смысле. А уж она и перевоспитывает и публику. Начав развиваться, ведущие постепенно отходят от «деревенских» традиций, предлагая более «городские» способы развлечения. За мои десять лет в этой профессии пройден большой путь. Тот, кто не хочет меняться, постепенно выбывает из профессии. И это несмотря на то, любителей «ретро» тоже немало. Потому что конкуренция на этом рынке весьма высокая, а профессионализм ценится, как в любом другом деле.

Тот стиль, в котором сегодня организуются корпоративы, юбилеи, свадьбы, выпускные, некоторые называют «европейским», но я так не считаю. Это довольно сложный и уникальный гибрид разных традиций. Всё-таки мы значительно отличаемся от европейцев, которые на свадьбах проводят очень мало совместных активностей, и заказывают у официантов еду и выпивку каждый отдельно сам себе. Наш, российский творческий стиль, я бы сказал, дрейфует в сторону телевизионных шоу, когда в приоритете – остроумное взаимодействие с публикой, неотрывное руководство процессом. И главной целью все-таки является объединение людей. Индивидуализм на празднике – это не наша традиция.

Свои законы

- Как обстоят дела с «наливай – выпивай»? Бывает, что настаивают слишком агрессивно?

- Последние несколько лет гораздо меньше, практически уже такого не случается. Мой подход полностью исключает употребление алкоголя. Это у гостей праздник, они имеют право употребить алкоголь. Если хотят, наша бригада – нет, мы на важной работе. И это неизбежно отразится на качестве услуг, я такие случаи наблюдал. Кстати, вопреки стереотипу «что за свадьба и без драки?», за все годы на моих праздниках драк не было ни одной. Наверное, что-то я все-таки делаю правильно.

— Это похоже на марафон? Выматывает? Как переживаете декабрь?

- Конечно это «новогодний чёс», никуда от этого профессионального жаргонизма не денешься. Потом наступает затишье, и обычно на том, что зарабатываешь за декабрь, можно прожить два-три месяца. Да, это марафон, к нему готовишься заранее. Сложно ли это? Поначалу, когда начинал вести, это выматывало. Семь часов на ногах – непросто, голос мог срываться, уставал физически и морально. Но с годами привыкаешь. Нужно уметь экономно расходовать силы, беречь себя, но психологически это нетрудно. Знаешь, что за чем говорить, всё держишь в голове, поэтому постепенно переходишь на новый уровень и перестаёшь тратить слишком много энергии.

Дважды вёл праздники в новогоднюю ночь – начинали часов в 10 вечера, бой курантов, заканчивали часа в три – четыре утра. Конечно, платят за это намного больше, потому и соглашался.

- Как сам отдыхает тот, для кого праздники – это работа? Этот главный праздник, который считается семейным, не обесценился ли для вас?

- Конечно, не обесценился. После такого предновогоднего спринтерского забега сам праздник знаменует окончание предельного напряжения сил. Поэтому мы, ведущие, ждем его ничуть не меньше, чем наши гости. В новогодние выходные дни очень хочется в прямом смысле отдохнуть. Так что, этот праздник я по-прежнему люблю. Ведь Новый год – один из самых любимых праздников в нашей стране. Так что, Всех поздравляю с наступающим, и желаю отлично его встретить!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах