Какие они - современные дети и современные родители? Почему одним кажется, что их не понимают другие? Как выстраивать взаимодействие между поколениями? Ответы на эти и другие вопросы ищем вместе с психологом-консультантом Татьяной ДОНСКИХ.
Ребёнок - это гость
«АиФ Оренбург», Евгения Чернова: Татьяна Петровна, почему мы так часто слышим, что современное поколение «не такое, как наше»?
Татьяна Донских: Дети сегодня другие даже не потому что они другое поколение. Есть научное утверждение о том, что каждые 25 лет происходит кардинальная смена поколений, смена ценностей, интересов, приоритетов в жизни. но именно таким образом происходит человеческий прогресс. Недовольство стариками молодёжью существовало всегда. Я всегда говорю, что если мы начинаем жаловаться на то, что «молодёжь не та пошла», значит это признак того, что мы стареем, значит нас уже что-то не устраивает в этой жизни. но так и должно быть.
Проблема отцов и детей существовала всегда. Даже если мы почитаем Геродота и древних греков, то и у них найдём высказывания о том, что молодёжь пошла не та.
Очень часто взрослые люди видят в детях своё продолжение, совершенно забывая о том, что на ребёнка надо смотреть не только как на дитя, на него надо смотреть как на маленького человека. Любой родитель должен понимать, что ребёнок - это личность. У родителей, особенно в России, существует такая тенденция, что слово «ребёнок» прикрепляется к человеку пожизненно. Отсюда мы видим тридцатилетних детей. На западе такого нет. есть такая мудрость, которая гласит, что ребёнок - это гость в доме родителя, поэтому задача родителя - принять этого ребёнка, обучить его, дать ему всё то, чем владеешь сам, а потом отпустить. Родители должны научить своё чадо принимать решения, брать на себя ответственность. Самая большая проблема родителей - это то, что они хотят, чтобы ребенок был послушным. У нас в обществе бытует мнение, что воспитанный ребёнок - это послушный ребёнок. А на деле всё наоборот, воспитанный человек - тот, который сам принимает решения, имеет на всё свою точку зрения. Ведь не зря говорят, что задача родителей не накормить ребёнка рыбой, а научить её ловить. Но сегодня мы часто упускаем суть этой пословицы.
Не опекать пожизненно
- Получается, корень проблем в родительской опеке?
- Сегодня родители часто культивируют у детей зависимость от себя, у нас, родителей, есть желание привязать ребёнка к себе, сделать его от нас зависимым пожизненно. Отсюда и происходят конфликты поколений. Дети хотят вырваться из-под такой гиперопеки, они хотят стать самостоятельными, но в ответ слышат только одно: «ты ещё мал», «ты ещё ребёнок», «тебе это рано».
А потом родители удивляются тому, что дети отдалились, что они всё чаще уходят в свои комнаты и закрывают двери. Но таким образом дети определяют свою территорию, где они могут что-то делать сами, принимать свои решения и быть взрослым хотя бы в этих четырёх стенах.
Родители, которые выстраивают с детьми отношения в доверии и в диалоге, всегда делают это на равных с ребёнком. В такой семье родители и дети - равноценные партнёры, они советуются друг с другом, спрашивают мнение ребёнка. А в итоге ребёнок со временем приходит к тому, что начинает принимать решения сам, а не ждать, когда ему скажут взрослые, что сделать.
- А как родителям жить без детей? Ведь часто старшее поколение до последнего держат их рядом с собой, не представляя, как будет жить без детей.
- Такие ситуации - это родительский эгоизм. Часто мы думаем, что даем ребенку так много, что он должен быть по гроб жизни нам обязан. И здесь мы снова возвращаемся к тому, что взрослые должны уметь отпускать детей. очень часто можно услышать фразу «мы живём для детей». Ничего подобного, дети - это только этап в нашей жизни, и мы должны жить так, чтобы после того, как они станут взрослыми, наша жизнь продолжалась.
Есть ещё один момент, когда родители после взросления детей, с головой погружаются во внуков. Хорошо, если внуки также становятся одним из этапов жизни, но зацикливаться на этом нельзя, поскольку именно родители должны воспитывать детей, а не бабушки, которые идеально подходят на роль помощников.
Три кита понимания
- Можно ли научиться быть родителями?
- К родительству нужно готовиться. Сегодня в обществе часто считают, что дети - это неотъемлемая часть семьи. Как после дождя должна вырасти трава, так и в семье обязательно должны быть дети. но при этом, родители относятся к своим ролям безответственно, по принципу «сначала рожу ребёнка, а потом подумаю, что с ним делать».
У нас более тщательно в семьях начали готовиться к материнству с точки зрения здоровья, но редко задумываются о том, как его воспитывать дальше. У меня однажды на консультации была семейная пара, в которой супруга жаловалась на то, что папа не хочет заниматься ребёнком. На что супруг отвечал: «Ну, он же маленький, такой чурбачок, что мне с ним делать?» Но если родители не будут общаться с ребёнком, разговаривать с ним, то он так и останется чурбачком. Детьми нужно заниматься с самого момента появления их на свет, не ждать, когда они повзрослеют.
Отличие современного мира от прошлого родителей в том, что они очень много работают, у них просто нет времени на общение с детьми. Но у нас есть три кита взаимодействия родителей и детей: любовь, общение и совместная деятельность. Если не будет чего-то одного, то отношения не будут складываться, нарушится семейный мир. Часто работающие родители думают, что сделали для ребёнка всё, что можно: они его кормят, обеспечивают всем, что ему нужно. Но они забывают о том, что должен быть эмоциональный контакт. Это как раз и включает в себя любовь, общение и совместное времяпрепровождение. Именно этого в семьях сегодня и не хватает, а значит появляется почва для недопонимания.
Все самое интересное в дружелюбном Вконтакте , интеллектуальном Фейсбуке и ярких Одноклассниках.