Свою помощь в этом, как оказалось, резонансном деле предлагают общественные организации управлению по наружной рекламе и оформлению города администрации Оренбурга.
Похоже, в этой истории намечается новый поворот: оренбургский рекламный бизнес ищет уже не возможности вернуть утраченный рынок, а элементарной справедливости и законности.
Предыстория кратко
Напомним, что конкурс на право аренды мест под конструкциями наружной рекламы (баннерами) проводился в связи с требованиями нового федерального законодательства. Нужно было срочно составить и заверить схемы размещения в городе рекламных конструкций и провести торги на право размещения рекламных щитов на городской земле. Не будем даже пытаться предполагать, что именно двигало нашими городскими чиновниками, похоже, что из этого процесса они устроили настоящее скандальное шоу. Не будем утверждать, но сложилось впечатление, что сделано всё возможное, чтобы вопреки интересам города минимизировать количество участников конкурса, допустив к нему только избранный круг рекламных фирм. Объявление о торгах разместили в интернете словно так, чтобы его прочитало как можно меньшее количество людей. Условия подачи документов на участие в конкурсе, казалось, были составлены чиновниками так, что выполнить их могли единицы. Из нескольких десятков рекламных компаний совершить это невероятное смогли только двадцать шесть. А на сам аукцион были «допущены» всего шесть компаний (причём все они, по слухам, принадлежат всего трём владельцам). Эти трое и стали победителями. Какие у них связи с властью и кто там кому родственник и друг - тема для отдельной публикации.
В итоге «победители» аукциона купили свои права по «минимальной» цене. Ведь торговаться фактически им пришлось только самим с собой. Не допущенные до торгов рекламщики заявили, что городской бюджет недополучил по скромным оценкам 250-500 миллионов рублей (!). Юрий Мищеряков создал очередную «рабочую группу», суды, прокуратура, ФАС очень быстро оказались буквально завалены делами по этому конфликту. Подключилась и Москва - Федеральная антимонопольная служба усмотрела нарушения при проведении торгов и обязала оренбургских чиновников аннулировать их результаты. Чуть позже это решение подтвердил московский арбитражный суд. И до сих пор продолжается сразу несколько судебных процессов вокруг скандального «рекламного» аукциона.
«Победителей» не пилят
Весной под «шумок» судебных разбирательств службы городской администрации начали спиливать рекламные конструкции, мотивируя это тем, что они незаконные. Но незаконными тогда и по сей день являются абсолютно все рекламные конструкции в городе. А спиливали их почему-то очень избирательно. «Законными» и нетронутыми (по невероятно счастливой случайности!) оказались щиты тех самых трёх владельцев, которые в аукционе всё-таки участвовали и «выиграли» его. По слухам, гуляющим среди оренбургских «рекламщиков», в процессе «спила» некоторых из них приглашали в управление по наружной рекламе администрации города и предлагали… продать свои щиты опять-таки победителям скандального конкурса по минимальной цене. В случае несогласия щиты обещали попросту спилить. Люди, уставшие от постоянного давления и юридических войн, соглашались. При себестоимости щита в 150 тысяч рублей, его продавали, якобы, за 20 или даже 10 тысяч рублей.
Очень похоже, что под прикрытием борьбы за «чистоту» и законность рекламного рынка в Оренбурге на самом деле происходит банальный передел и захват бизнеса рядом предпринимателей, возможно, пользующихся особым благоволением со стороны некоторых городских чиновников.
Пилите даром
На днях случилось очередное событие, способное внести коррективы в планы тех, кто решил «зачистить» от строптивых предпринимателей рекламный рынок. Общественная городская организация «Открытый город» направила сразу два открытых письма Максиму Крухмалеву, начальнику управления по наружной рекламе и оформлению города, главному «автору» скандального конкурса.
В первом послании общественники лаконично и компетентно сообщили, что пилить выборочно рекламные конструкции - незаконно. Тому, что рекламные щиты выкупаются за бесценок, общественная организация тоже дала оценку: «Выкупленные рекламные конструкции продолжают незаконно использоваться по их прямому назначению, принося доход своим новым владельцам, и уже не подвергаются контролю со стороны Вашего управления и, соответственно, не демонтируются. Если закон один для всех, почему же эти рекламные конструкции, если они незаконно эксплуатируются, не подвергаются демонтажу? Вам не кажется, что во вверенном Вам управлении явно просматривается коррупционная составляющая? Кто наделил Ваших работников правом действовать незаконно в интересах определенной группы привилегированных лиц?»
Содержание второго открытого письма оказалось совсем неожиданным. Общественная организация предложила свою безвозмездную помощь в ликвидации незаконных рекламных конструкций. «Открытый город» сообщил, что готов выделить технику и рабочую силу для того, чтобы помочь очистить город заполонивших его баннеров. Очень интересно, что ответит Крухмалёв? Ведь в Оренбурге многие рекламные конструкции и придорожные билборды не соответствуют ГОСТу 5204-2003, который регламентирует безопасность дорожного движения! Например, согласно этому Госстандарту, придорожный рекламный щит должен быть расположен на расстоянии 50 метров от светофора, 25 метров от остановки общественного транспорта. Расстояние от земли до нижней кромки щита должно быть равно 4, 5 метров. Отгадайте, в скольких случаях эти нормы у нас в Оренбурге соблюдены? А раз так, значит, выход один - пилить! Все щиты, начиная, в том числе, с улицы Терешковой, на которой стоят конструкции обласканных судьбой «победителей». Между прочим, именно на Терешковой в этом году произошла авария, в которой погиб водитель, врезавшийся в опору рекламного билборда.
Кстати, «Открытый город» вовсе не стихийное объединение обиженных, объединившихся под определенную цель на время «боевых» действий. Эта организация, если верить свидетельству о её регистрации, размещённому на официальном сайте, существует с 2004 года, и её участие в процессе говорит лишь о том, что на конфликт интересов власти, бизнеса и населения, уже реагирует компетентная общественность.
Все эти дела рекламные - сугубо городские, поэтому молчание областной власти понять можно. Много у нас в регионе городов, в каждом свои проблемы, и на их решение есть своё городское начальство. А вот понять бездействие правоохранительных органов уже труднее. Даже человеку далекому от юриспруденции понятно, что фактов нарушения законодательства разного уровня в этом деле полно. И подозрения в наличие пресловутой «коррупционной составляющей» прямо-таки кричат о себе. Права граждан нарушаются, решения судов не исполняются, обращения в прокуратуру от «потерпевших» тоже имеются. Пассивность правоохранителей на этом фоне возмущает.
Пока на происходящее отреагировала только областная прокуратура, которая направила письмо «Открытого города» в прокуратуру Оренбурга с предложением рассмотреть ситуацию и принять меры прокурорского реагирования.
В ТЕМУ
Новый ФЗ «О рекламе» рябью на воде прошёл по всем городам отечества. Во многих столицах регионов возникали вопросы и обращения в ФАС. И это в общем-то неизбежно, поскольку при выполнении требований закона, количество участников рекламного рынка должно переформатироваться. Не все были готовы к смене сегмента деятельности. Но такого, как в Оренбурге, похоже, не было нигде. Город вновь «прославился» рекламным скандалом. Теперь нам остаётся только ждать решений судов и реакции господина Крухмалёва на предложения и вопросы общественной организации. Она должна показать, что для городской власти важнее - чьи-то личные интересы или интересы города, отписки или закон. Ведь страдает в результате от рекламных войн даже не бизнес, а городской бюджет.