Примерное время чтения: 7 минут
328

О том, как рациональный подход убивает интерес к чтению

АиФ. Фото автора

 Мы решили выяснить, какую литературу сегодня читают дети и часто ли они вообще это делают.

«Колобок» все ещё в моде

Екатерина ЗАЙЦЕВА, воспитатель детского сада №133 и ведущая детской программы на местном телеканале, впервыепришла работать с малышами, когда сама была ещё юной -  в 14 лет. Сегодня она – опытный педагог и мама двоих детей. Самым маленьким  Екатерина по-прежнему читает русские народные сказки: «Колобок», «Теремок».  «И чтобы  про них не говорили некоторые взрослые, как бы не толковали, они понятны трёхлетним детям и абсолютно нормально ими воспринимаются», - говорит воспитатель.  На «ура», по её словам,  идут и короткие стихи Агнии Барто.

«Среди детей старшего возраста очень популярны энциклопедии. Ребятам интересно узнавать про космос, строение человека. Художественная литература отходит на второй план. А вот те, кому совсем скоро в школу,  в восторге от юмористических рассказов Драгунского и Носова. Также почти все выпускники сада читали «Волшебника изумрудного города» Волкова», - отмечает Екатерина Зайцева.  Этих авторов в числе самых популярных, кстати, назвали в одном из книжных магазинов Оренбурга. А вот истории про Гарри Поттера, которые когда-то расхватывали как горячие пирожки, сегодня уже не очень интересны юным оренбуржцам.

Конечно, не все дети читают с большим интересом. «Прививать интерес к книге в 6-7 лет, я считаю, уже бесполезно. Многих в этом возрасте учат читать, потому что в этом есть необходимость – ребёнок идёт в школу. Если у самих родителей нет интереса к чтению, то вряд ли он разовьётся у их детей. Не секрет, что многие вообще не видели, чтобы их мама взяла в руки книгу!», - сетует воспитатель. 

Другая проблема – желание детей  стать обладателем книги с разрекламированным героем из телевизора.  Девочки, например, в восторге от фей. «Я сама столкнулась с такой ситуацией. Ребёнок хочет быть частью социума и заполучить это издание. Но оно не несёт никакой познавательной информации, а формировать неправильный эстетический вкус детям не  хочется», - говорит Екатерина Зайцева.

Вот только многим родителям проще купить то, что просит ребёнок–  тем более, это всё-таки книга. А то, что он из нёё ничего не вынесет, уже другой вопрос.

Пища для ума… и сердца

Татьяна ГААК, учитель русского языка и литературы гимназии №5 Оренбурга, работает в школе около 40 лет. Она вспоминает, что лет 20 назад дети читали значительно больше: «Может быть, потому что  не было Интернета, возможности занять чем-то другим свой досуг. Много читали ещё и потому, что литература была одним из ведущих предметов в школе и программы, которые существовали в то время, предполагали обширное знакомство с добротными, интересными произведениями русской литературы».

Кроме того, Татьяна Петровна считает, что на интерес к чтению повлияло и то, что

сейчас запущена в свободное производство литература, которая порой не отвечает духовным потребностям людей, не отличается эстетикой, красотой стиля. «А ребёнку в этом море изданий очень трудно разобраться, поэтому он порой читает то, что не даёт пищу для ума», - говорит педагог.

Еще одна причина ослабления читательского интереса, по мнению Татьяны Гаак, - это  переход к так называемому «клиповому» мышлению: важно узнать идею, быстро найти  информацию в Интернете и прочитать в сжатом виде. «Оперативная память – это, конечно, здорово, но она должна работать, когда есть система во взглядах. Но современная литература обессилила, потому что уроков нет», - переживает учитель.

Татьяна Петровна считает, что появление ЕГЭ по литературе очень повлияло на восприятие детей:  «Сегодня главное – анализ произведения. Если ребенок не найдёт метафору, не скажет, что такое завязка произведения, то ему поставят 0 баллов. Но мы совершенно забываем, что литература – не только для развития мозга, но и для развития чувств. Такой утилитарный подход разрушил эмоцию, которая необходима для восприятия произведения. И ребенок не столько сопереживает случившемуся, сколько рационально отслеживает, как устроено произведение. И вот это самое страшное».

Татьяна Петровна рассказывает, что когда дети приходят к ней после начальной школы, то у них еще есть потребность поделиться интересной информацией, у них не сбит эмоциональный фон. «Когда мы читаем рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», они плачут и это слёзы очищения», - говорит учитель.

Кстати о детской литературе

Список книг, которые рекомендует для внеклассного чтения в 5-6 классах Татьяна Гаак:

Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»;

Е. Шварц «Два брата»;

Братья Гримм «Железный Ганс», «Беляночка и Розочка»;

А. Неверов «Ташкент – город хлебный»;

В. Тендряков «Хлеб для собаки»;

Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»;

С. Лагерлёф «Зарянка»;

В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»;

П. Бажов «Каменный цветок», «Хрупкая веточка»;

В. Железняков «Чучело»;

Л. Воронкова «Сын Зевса»;

А. Платонов «Еще мама»;

В. Катаев «Сын полка»;

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»;

Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»;

И. Рак «В царстве пламенного Ра»;

В. Адамчик (составитель) «Славянская мифология»;

А.Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»;

Р. Адонина и О.Сазонова «В нашем царстве-государстве»;

Библия;

Русские былины.

Пушкин – наше все

Мы предложили нашим читателям отдать свой голос писателю, книги которого они читали в детстве. В опросе на сайте oren.aif.ru приняли участие 162 человекапричем голосовать можно было сразу за нескольких любимых писателей. И вот как распределилась пятерка лидеров:

1.      Александр Пушкин 43%

2.      Ганс Христиан Андерсен 37%

3.      Братья Гримм 28%

Алексей Толстой 28%

4.      Шарль Перо 24%

5.      Александр Волков 22% 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах