Мы решили выяснить, какую литературу сегодня читают дети и часто ли они вообще это делают.
«Колобок» все ещё в моде
Екатерина ЗАЙЦЕВА, воспитатель детского сада №133 и ведущая детской программы на местном телеканале, впервыепришла работать с малышами, когда сама была ещё юной - в 14 лет. Сегодня она – опытный педагог и мама двоих детей. Самым маленьким Екатерина по-прежнему читает русские народные сказки: «Колобок», «Теремок». «И чтобы про них не говорили некоторые взрослые, как бы не толковали, они понятны трёхлетним детям и абсолютно нормально ими воспринимаются», - говорит воспитатель. На «ура», по её словам, идут и короткие стихи Агнии Барто.
«Среди детей старшего возраста очень популярны энциклопедии. Ребятам интересно узнавать про космос, строение человека. Художественная литература отходит на второй план. А вот те, кому совсем скоро в школу, в восторге от юмористических рассказов Драгунского и Носова. Также почти все выпускники сада читали «Волшебника изумрудного города» Волкова», - отмечает Екатерина Зайцева. Этих авторов в числе самых популярных, кстати, назвали в одном из книжных магазинов Оренбурга. А вот истории про Гарри Поттера, которые когда-то расхватывали как горячие пирожки, сегодня уже не очень интересны юным оренбуржцам.
Конечно, не все дети читают с большим интересом. «Прививать интерес к книге в 6-7 лет, я считаю, уже бесполезно. Многих в этом возрасте учат читать, потому что в этом есть необходимость – ребёнок идёт в школу. Если у самих родителей нет интереса к чтению, то вряд ли он разовьётся у их детей. Не секрет, что многие вообще не видели, чтобы их мама взяла в руки книгу!», - сетует воспитатель.
Другая проблема – желание детей стать обладателем книги с разрекламированным героем из телевизора. Девочки, например, в восторге от фей. «Я сама столкнулась с такой ситуацией. Ребёнок хочет быть частью социума и заполучить это издание. Но оно не несёт никакой познавательной информации, а формировать неправильный эстетический вкус детям не хочется», - говорит Екатерина Зайцева.
Вот только многим родителям проще купить то, что просит ребёнок– тем более, это всё-таки книга. А то, что он из нёё ничего не вынесет, уже другой вопрос.
Пища для ума… и сердца
Татьяна ГААК, учитель русского языка и литературы гимназии №5 Оренбурга, работает в школе около 40 лет. Она вспоминает, что лет 20 назад дети читали значительно больше: «Может быть, потому что не было Интернета, возможности занять чем-то другим свой досуг. Много читали ещё и потому, что литература была одним из ведущих предметов в школе и программы, которые существовали в то время, предполагали обширное знакомство с добротными, интересными произведениями русской литературы».
Кроме того, Татьяна Петровна считает, что на интерес к чтению повлияло и то, что
сейчас запущена в свободное производство литература, которая порой не отвечает духовным потребностям людей, не отличается эстетикой, красотой стиля. «А ребёнку в этом море изданий очень трудно разобраться, поэтому он порой читает то, что не даёт пищу для ума», - говорит педагог.
Еще одна причина ослабления читательского интереса, по мнению Татьяны Гаак, - это переход к так называемому «клиповому» мышлению: важно узнать идею, быстро найти информацию в Интернете и прочитать в сжатом виде. «Оперативная память – это, конечно, здорово, но она должна работать, когда есть система во взглядах. Но современная литература обессилила, потому что уроков нет», - переживает учитель.
Татьяна Петровна считает, что появление ЕГЭ по литературе очень повлияло на восприятие детей: «Сегодня главное – анализ произведения. Если ребенок не найдёт метафору, не скажет, что такое завязка произведения, то ему поставят 0 баллов. Но мы совершенно забываем, что литература – не только для развития мозга, но и для развития чувств. Такой утилитарный подход разрушил эмоцию, которая необходима для восприятия произведения. И ребенок не столько сопереживает случившемуся, сколько рационально отслеживает, как устроено произведение. И вот это самое страшное».
Татьяна Петровна рассказывает, что когда дети приходят к ней после начальной школы, то у них еще есть потребность поделиться интересной информацией, у них не сбит эмоциональный фон. «Когда мы читаем рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», они плачут и это слёзы очищения», - говорит учитель.
Кстати о детской литературе
Список книг, которые рекомендует для внеклассного чтения в 5-6 классах Татьяна Гаак:
Г.Х. Андерсен «Девочка со спичками»;
Е. Шварц «Два брата»;
Братья Гримм «Железный Ганс», «Беляночка и Розочка»;
А. Неверов «Ташкент – город хлебный»;
В. Тендряков «Хлеб для собаки»;
Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»;
С. Лагерлёф «Зарянка»;
В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»;
П. Бажов «Каменный цветок», «Хрупкая веточка»;
В. Железняков «Чучело»;
Л. Воронкова «Сын Зевса»;
А. Платонов «Еще мама»;
В. Катаев «Сын полка»;
В. Губарев «Королевство кривых зеркал»;
Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции»;
И. Рак «В царстве пламенного Ра»;
В. Адамчик (составитель) «Славянская мифология»;
А.Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»;
Р. Адонина и О.Сазонова «В нашем царстве-государстве»;
Библия;
Русские былины.
Пушкин – наше все
Мы предложили нашим читателям отдать свой голос писателю, книги которого они читали в детстве. В опросе на сайте oren.aif.ru приняли участие 162 человекапричем голосовать можно было сразу за нескольких любимых писателей. И вот как распределилась пятерка лидеров:
1. Александр Пушкин 43%
2. Ганс Христиан Андерсен 37%
3. Братья Гримм 28%
Алексей Толстой 28%
4. Шарль Перо 24%
5. Александр Волков 22%