Текст как игра
Вряд ли можно привести ещё столь яркий пример, когда имена сценаристов идут вровень, а то и впереди с работами, снятыми по их текстам. Но даже небольшой ролик-попурри, представленный фондом «Евразия», собранный как мозаика из кадров кинофильмов, завораживал не столько видеорядом, сколько мастерски отточенным текстом, который и ведёт за собой «картинку», сообщает портал infox.ru. Каждое слово здесь имеет послевкусие.
О своем сыне и его оренбургском друге с гордостью говорила Евгения Луцык, она порадовалась, что память о них жива. Кстати, она же подтвердила, что неправильное написание фамилии Петра через «и» прижилось лишь потому, что ребята не придавали значения таким мелочам как собственные имена в титрах фильмов. Евгения Константиновна отметила, что, пожалуй, лучшим воплощением сценария ребят на экране стала картина Михаила Калатозишвили «Дикое поле».
«А если говорить о Пете, - отметила Евгения Константиновна. - То впервые мы обратили внимание на его «игры со словом» ещё в школе. Коротко и по сути - именно так охарактеризовал особенность нашего школьника учитель литературы, на уроках которого Петя мог «в кратком переводе» пересказать одноклассникам многотомные книги. Слова увлекали его, тексты становились игрой».
По воспоминаниям коллег, именно объединение в творческий союз весьма организованного, тщательного в работе Петра Луцыка и органичного в работе с текстом, увлекающегося словом Алексея Саморядова, помогло дуэту отточить мастерство и «филигранить» каждое слово.
Предисловием к книге стал рассказ Алексея Быкова, познакомившегося с талантливыми сценаристами буквально за три дня до трагической и нелепой гибели Алексея Саморядова на молодёжном кинофоруме в Ялте. То, что сделали эти два самородка, по словам Быкова - уникально, они смогли создать нового героя. Не вереницу диалогов, планов, линий, а именно вот так поставить в центр всего героя - с характером, судьбой и своей жизнью.
Слава после ухода
На удивление, но, когда к издателям книги в 2004 году обратились с просьбой установить в Оренбурге мемориальную доску в память о сценаристах Луцыке и Саморядове, эти имена не вызвали особых эмоций. Новая волна оглушительной славы настигла героев кино 90-х уже после их ухода - новое поколение узнавало их по фильмам, поставленным после смерти великих сценаристов.
Фонд «Евразия» по крупицам восстанавливает славу великих уроженцев оренбургской земли и тех, кто связан с этим регионом. С тех пор многое удалось сделать - в 2004 году в Оренбурге на школе № 1, где учился Алексей Саморядов, установлена мемориальная доска в его честь, его имя носит улица в Оренбурге. С 2010 года на Международном кинофестивале «Восток & Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге вручается губернаторский приз им. А. Саморядова «За лучший сценарий».
В этом году «звёзды сошлись» правильно, и книга увидела свет буквально в дни фестиваля. По приглашению фонда «Евразия» в Оренбург приезжала сестра Саморядова Анна, стал гостем фестиваля обладатель «Ники» и «Золотого орла» за лучшую мужскую роль в фильме «Дикое поле» по сценарию Луцыка-Саморядова Олег Долин.
Издание «Собрания сочинений» Петра Луцыка и Алексея Саморядова в Год кино стало возможным, по словам одного из организаторов встречи Игоря Храмова, благодаря поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. Первую партию книг раскупили за полчаса до презентации.